Pages

2.10.11

Об автошколе

Этот пост в целом о том, как проходит обучение вождению в Финляндии. Если вы считаете, что здесь "многа букаф", то специально для вас я выделила курсивом те места, которые в принципе можно пропустить - там мои личные ощущения и разные мысли и догадки.

У меня такая гора свалилась с плеч! Начну, пожалуй, с того, что в Финляндии процесс обучения вождению делится на два этапа: сначала 7 дней теории (по 2-3 часа) и 32 урока вождения (по 25 минут), плюс отдельно вождение в темноте и вождение на скользкой трассе. Затем - теоретический экзамен, экзамен по вождению, после чего следует получение временного водительского удостоверения. Еще перед всем этим - справка от врача и разрешение на получение "прав" из полиции.
С момента, когда после получения временных "прав" проходит полгода, и до момента, когда проходит полтора года (это называется "промежуточный этап", или "самостоятельное обучение"), начинающий водитель обязан прийти в автошколу для прохождения второго этапа. Этим я недавно и занялась.
16 марта этого года я получила первые, временные "права" (упоминала об этом где-то в первых постах своего блога), и уже 15 сентября наведалась записаться на второй этап. Тогда я не знала, что никаких экзаменов (кроме простой оценки навыков - что за полгода улучшилось, на что стоит обратить внимание и тд и тп) не будет.
Я ждала начала новой серьёзной эпопеи, как в первый раз - ежевечерняя подготовка, экзамены, внимательно смотрящая на тебя из-под очков тётечка, теоретические вопросы, ситуационные задачи, поиск переводчика и прочие треволнения.. Я такой человек, который, не зная, что его ждёт, и предвкушая что-то трудное, умножает у себя в голове сложность ситуации в несколько раз и сам развивает своё волнение до предела.
Но оказалось, делов-то на два дня (правда, два целых дня, но всё же). В четверг мы поездили по городу и за городом на школьной машине - кстати,я так от неё отвыкла! Полгода назад, пересаживаясь с нового дизельного Мини Купера на бензиновый Опель 1994 года выпуска, я чуть не плакала, потому что думала, что никогда не научусь на нём ездить и пропадут все мои навыки, если тотчас не куплю дизельный автомобиль: у моего старичка и педали длинные, так что нога скользит и размаха стопы не достаёт, и руль какой-то огромный, и нажимать на всё нужно с силой, и вообще управление совсем другое, неудобное. Тогда ещё и водительское сиденье было сломано)) Я только сейчас поняла, как привыкла к нему, и что совсем не хочу расставаться и менять на что-то другое! Потому что в четверг ситуация оказалась обратной: сев в некогда обожаемый Мини, я вдруг ощутила, что руль какой-то маленький, неудобный, педали так чутко реагируют, чуть тронешь газ - скорость взлетает до небес, поворотники выключаются при малейшем повороте руля, передачи переключать неудобно (ручка слишком легко вертится), носа почти нет, габаритов не чувствую и тд и тп.
Так вот, вернёмся к сути:  поездили, оценили мои навыки, дали пару советов по поводу того, как можно еще лучше сэкономить топливо (с этим и так особо проблем не было, нас на первом этапе обучили экономичной манере езды), сравнили результаты с теми, что на бумажке, хранившейся у них с моего экзамена, дали пройти тест на компьютере (оказалось, для себя) - "какой я водитель" (агрессивный, уступчивый, самостоятельный ит д). А в пятницу было 2 часа теоретических занятий, кофе/чай с булочкой, потом объяснили, как ехать на скользкую трассу (учебную) - а она в другом городе (не в ближайшем).  
Мне это представлялось примерно так: впереди К.(наша инструктор), за ней - мы, шесть человек, каждый на своём автомобиле, "гуськом", едем покорять скользкую трассу, вместе, чтобы не заблудиться :)) 
Край учебной трассы.

  На самом деле, конечно, нам объяснили, как ехать, мы встретились уже на месте, заплатили за вход (то есть за использование трассы), нам выдали рации (мы могли только слышать, К. - говорить). Дальше в течение трёх часов выполняли различные упражнения.

Я действительно очень переживала с того самого дня, когда записалась на второй этап - для меня это было нечто неизведанное и страшное (что же там будет?!). 
Брелок - сувенир на окончание.
 
Когда всё прошло отлично, и К. неожиданно вместе со свидетельствами о пройденном втором этапе вручила нам, шести девочкам(я почему-то рада, что были именно девушки, зимой мне пришлось ездить с парнями, тогда это еще было на учебной машине, все по очереди, потому что прав тогда еще ни у кого из нас не было) небольшие сувениры от нашей автошколы, только тогда я поняла, что это всё! ВСЁ!))) Пройдено! Нужно только отнести свидетельство в полицию и вернуться туда через год за постоянным водительским удостоверением. Ну и еще заплатить счёт за обучение и ездить без происшествий в течение этого года :)



Теперь подробнее о самой трассе.

Наша трасса (город Яласъярви) выглядела примерно так, это фото с сайта. Более тёмные места - это именно те, скользкие. Летом они заливают сосновое.. вроде масло, периодически поливая трассу водой, чтобы она продолжала быть скользкой. Зимой, по-моему, она была просто в снегу.
 Учебная трасса, можно сказать, состоит из трёх рабочих участков и подъездов к ним (плюс линия старта, место для стоянки и тд). Даже двух - скользкий поворот и прямая скользкая дорога с двумя "полосами" и "лосем". Третий участок - линия конусов, между которыми можно ездить зигзагом, но это не такое важно место, его посещение даже не проверялось.

Линия старта.
 Самым, наверное, весёлым из упражнений было то, когда К., толком ничего не объяснив, сказала, что для следующего круга нужно запомнить алгоритм: посмотреть в зеркало заднего вида, не едет ли сзади грузовик (воображаемый), затем дать звуковой сигнал и затормозить. И вот, услышав по рации "Александра, давай!", я выехала, набрала оговоренную скорость, и вижу, как К. бежит мне навстречу и неожиданно кидает мне чуть ли не под колёса один из конусов, которым огорожена трасса. Эта была такая картинка))) Но! Это действительно наглядная ситуация, если видишь на дороге кошку или другого мелкого зверька - алгоритм действий должен быть именно такой.

"Прекрасные" фото с телефона))
 Потом мы объезжали "лося", проверяли на практике тормозной путь при разных скоростях, ездили между конусами зигзагом и тд и тп. В перерыве - пончики с клубничным вареньем и горячий чай.  
Кстати, мне подумалось, в честь этого дела я выложу в следующем посте рецепт традиционных финских булочек (рецепт был уже давно переведён, но ждал своей очереди после длинной череды рецептов "летних" блюд, которые, кстати, я так все и не успела выложить за лето :-/ ).

Кружочком я обвела фигуру с четырьмя "ногами" (думаю, из поролона) - она изображала лося на дороге. Полив трассы попал в кадр :)

То есть, что я хочу сказать: если вдруг вы живёте в Финляндии или в вашей стране такая же система получения "прав", то не волнуйтесь, скользкая учебная трасса - это совсем не страшно, а даже весело. Единственное - долго приходится ждать в очереди, если вас несколько человек (максимум - шесть от каждой школы; а школ, насколько я понимаю, может быть только две - на два участка, после выполнения они меняются участками).




А как происходит обучение вождению в вашей стране? Как это происходит в России? Я кое-что слышала об этом, но было бы интересно знать больше :)

5 comments:

  1. У нас, по-моему, специальных "полигонов" нет. Обычно зимы ждут, чтобы зимнее вождение сдать. Ещё можно отдельно, за отдельную (и немалую) плату пройти курс экстремального вождения. Но я не совсем в теме. А так примерно всё так же. А сколько, примерно, стоит у вас права сдать?

    ReplyDelete
  2. За первый этап я заплатила в общей сложности около полутора тысяч, по-моему (у нас дёшево довольно-таки по сравнению с другими городами). И сейчас, за второй, 220€ + 70€ использование скользкой трассы.

    ReplyDelete
  3. Ясно. У нас вроде чуть подешевле, но у нас и зарплаты совсем другие :(

    ReplyDelete
  4. Оо, прикольная тема. Прочитала с удовольствием. Букофф казалось бы меньше, если бы текст был разбит на абзацы, так читать проще (меня длинные тексты не смущают).

    Как училась я в России и Как я сдавала на права можно прочитать у меня. Если посмотреть в архиве сообщений с июня по август, то можно прочесть еще несколько прикольных историй, как я училась..чего только стоит Подъем в горку мне не дался

    ReplyDelete
    Replies
    1. Он, собственно, и разбит :) Если только ещё каждый абзац начинать чуть подальше)

      Очень интересно, на досуге обязательно почитаю))

      Delete