Pages

4.2.18

Наши игры в 3 - 3,5 года

 Я тут увлеклась играми с ребёнком, разными полезными занятиями, прокатилась очередная волна увлечения методикой Монтессори.. Многое читаю об этом, кое-что воплощаю в жизнь. После прочтения тонны материалов стали наконец-то появляться и собственные идеи, начала видеть игры там, где не видела раньше. Хотя это больше касается каких-то поделок, творчества или самодельных игр, сегодня будет больше о покупных игрушках.

 Сначала просто покажу наши новые игры и игрушки, в конце поста расскажу о бюджетных играх из подручных материалов, и даже о не требующих никаких материалов играх, а творческим занятиям будет посвящён отдельный пост.

 Не буду повторяться о том, о чём уже писала. Кто не видел, может посмотреть мой пост про наши игры в 2,5 года и наши игрушки в 2,5 года. Сейчас будет о том, что нового у нас появилось.

 Если надумаете комментировать, лучше начинайте писать сразу, возвращаясь потом наверх к посту, а то, думаю, потом будет легко потерять мысль от обилия информации)))



1. На фото выше - деревянный балансир в виде крокодила с бочонками. Покупала я, мне самой очень нравилась идея (мелкая моторика, логика), нравилось, что он деревянный. Дочь им не впечатлилась. Собирали пару раз. Прочитала, что можно ставить бочонки по очереди с мамой, получается игра. Буду пробовать и предлагать ещё.

 Зелёно-голубой материал из коробочки от балансира долго не давал мне покоя)) Однажды пыталась сделать с ним ёлочку (в рождественский период), но Марье не понравилось. К лету можно будет попробовать сделать что-то с зелёными деревьями, например, или гнездо из этой штуки свить)


2. В сюжетные игры Марья в основном играет с мелкими пластмассовыми зверями и чуть более крупными резиновыми. Сейчас у неё вышел в фавориты набор героев из полюбившейся сказки "Золотой ключик":

Один раз мне удалось вклинить бочонки от балансира в сюжетную игру с фигурками, заодно и набор маленькой детской посуды достали, она "как настоящая".

 Хотя фигурки из набора "Золотой ключи", на мой взгляд, страшненькие, это был подарок от моего папы, вот она их случайно нашла в ящике, где я прятала все нераспакованные игрушки)) К тому моменту с Буратино она уже была знакома по сказке, поэтому фигурки сразу вызвали бурный восторг и она с ними до сих пор не расстаётся) При этом отрицательным героям сказки (Карабас, Базилио и Алиса) Марья сама раздаёт отрицательные роли (самый-самый злодей - это, конечно, Карабас Барабас), а остальным - положительные.
 На момент, так сказать, генерального редактирования этого поста, ибо писался он долго, интерес к сказке "Золотой ключик", по-моему, уже подугас. С фигурками играет, но не больше, чем с другими.

 Ещё у нас есть такой же подаренный набор по сказке "Репка". Немного разыгрывали сказку и просто играли. На данный момент из "Репки" она играет только с животными; саму репку и персонажей-людей я убрала на "передержку".


3. В очередной раз достала и убрала за отсутствием интереса кукольный домик. Потом всё-таки достала мебель из него для сюжетных игр, потому что пару раз делали мебель из подручных материалов. Но "настоящая" домиковская мебель не вызвала особого интереса у дочки.

 Правда, пока я писала этот пост, она всё же один раз сама достала эту мебель вместе с посудкой.. Никогда не знаешь, когда и к чему вдруг возникнет интерес..




 Помните, я говорила, что у нас нет некоторых стандартных игрушек? Так вот, теперь есть)) Ну, дедушки и бабушки же не спят 😆 (хотя бабушка, к моей радости, предпочитает дарить внучке одежду или просто давать нам деньги на то, что нам виднее)


 Впрочем, дедушка даже не знал (он никогда не спрашивает), что у нас не было...

4. ...крупного малышовского конструктора, кроме деревянного..


 Марья называет дедушкин конструктор "Лего", как в садике, хотя дома это слово, наверное, первой произнесла именно она, я конструкторы называю конструкторами, а не по названию фирмы-производителя. Так вот, у нас не "Лего", а "Полесье", и разница в качестве ощущается. Но "дарёному коню в зубы не смотрят", вот и мы играем с тем, что есть, а там, где детали плохо стыкуются, я помогаю..

 Этот конструктор появился у нас в три года (с двух Марья играла в садике с обычным мелким лего, а дома, по-моему, с полутора лет, - с цветным деревянным конструктором). Сначала ей просто нравилось стыковать детали, мы построили по её просьбам домик по инструкции 100500 раз)) Марья, конечно, помогала.
 Потом мне удалось объяснить ей, как закреплять детали на стыках (то есть закрывать щели, делать прочную конструкцию). Домик из конструктора стал принимать участие в сюжетных играх со звериной мелочёвкой. Как и поезд и того же набора конструктора.


 Эти игры у нас давно, всё время преобразовываются, становятся сложнее и интереснее. Даже если все 100500 зверей по очереди постучат в дверь домика и попросятся внутрь, они все будут делать это по-разному и по своим причинам, и сюжет обрастает множеством подробностей, мини-диалогов и тд. Наверное, примерно так у всех детей идёт развитие..


5. ...набора для составления мозаики из пластмассовых гвоздиков..


 Сначала пользовалась успехом, правда, Марья только заставляла нас собирать по инструкции, мы её лишь привлекали в плане "собрать 5 зелёных, а теперь - 3 жёлтых", "вставь вот сюда".. Творческого процесса, то есть самостоятельного составления каких-то узоров пока не было. Сейчас вообще эта мозаика пару месяцев лежит без дела, пора убрать на передержку.


6. ...и набора доктора..

Я как-то рассказывала, что в доктора мы играем подручными средствами, но так как эта игра была на тот момент очень актуальной, подарок, без сомнения, пришёлся Марье по вкусу и пользуется относительной популярностью вот уже полгода. Сначала мы лечили всех и вся днями напролёт, потом, естественно, интерес немного угас, но достаёт она его всё равно часто. А уж если у мамы или папы что-нибудь по-настоящему болит и об этом сообщают, дочь стабильно летит к кладовке, где лежит набор доктора, с воплем: "Я тебя полечууу!!!"))


7. Поистине "долгоиграющим" оказался подаренный друзьями икеевский домик!


 Поначалу он использовался нами по прямому назначению - как сортер (и именно в этом качестве он мне не слишком нравится), зато с тех пор, как Марья научилась легко проталкивать все фигурки в соответствующие отверстия, я убрала эти геометрические фигурки, и домик стал сначала теремком со зверятами, потом использовался в разных сюжетных играх, был просто коробкой для хранения тех же мелких зверят. Отказываться от него дочь пока не собирается))


8. По совету Юли я долго и упорно подсовывала Марьюшке кубики для составления картинок. У нас их несколько наборов, и все подаренные, разной сложности:


 Я то один набор где-нибудь на видимой поверхности оставлю, то другой, то сама напрямую предложу пособирать. Особого успеха это не имело, буквально до недавнего времени (до 3,5 лет). Мы начали читать более длинные сказки, и как раз сюжеты кубиков стали попадаться на темы этих сказок. Да и просто как-то дело сдвинулось с мёртвой точки. Марье стало интересно. Хоть немного, но собирает, и больше нравится, когда есть вкладыш с картинкой, чтобы сопоставлять, хотя у меня такое ощущение, что она "смотрит в книгу - видит фигу", вот как-то..)) Без вкладыша справляется не хуже. А со вкладышем - не лучше, чем без него. Может, просто нравится рассматривать готовую картинку на бумажке..
 Одно время игры с кубиками начали набирать обороты, сейчас снова неделя затишья..


 Как-то я увидела в интернете кубики Никитина и подобные. Это кубики без картинки, у которых стороны покрашены разными цветами. Где-то проведена линия, например, по диагонали и две половинки покрашены разным цветом. Пишут, что хорошо для творческого составления узоров и разных фигурок. Заинтересовалась, но пока не покупала. Пока Марья отказывалась от кубиков с картинками, я не была уверена, что ей понравятся кубики для составления узоров. Да и теперь не знаю) Может, у кого-то есть опыт или мнение на этот счёт?



 А вот что лично я покупала для Марьи:


9. Очень хотелось какую-то бродилку с кубиками. Как-то мало я что нашла для возраста двух-трёх лет (покупала в три года). Заказала на "Лабиринте" такую игру про пингвинов:


 На мой взгляд, она слишком длинная. Хотя и интересная, по пути попадаются всякие задания, да и просто есть что рассматривать и обсуждать на игровом поле. В целом, Марье нравится.


10. Игра-бродилка "Времена года":


 Хороша тем, что это игра-обсуждение, тут обучающий момент, тренировка памяти, мышления, что-то типа "правда или ложь" (Марья любит эту тему). Нет финиша, конечной цели, соперничества. По сравнению с бродилкой про пингвинов, где Марья иногда начинает кричать ещё в начале игры: "Я первая приду на финиш!! Я первая! Я первая!", здесь мы просто спокойно обсуждаем разные природные явления.
 Ещё мне очень нравится качество выполнения деталей, прочные материалы, приятные картинки, даже фишки и кубик в этой игре деревянные, всё, как я люблю)


11. Уже показывала наше домино, но тогда я не могла втолковать Марье правила) В три с половиной года попробовали снова, и дело наконец-то пошло)) Сыграли уже несколько раз с удовольствием, с тех пор, как попробовали, доча сама просит в него играть.



12. Конструктор из присосок:


 Я долго на него смотрела, у Марьи как раз в то время появились мелкие монстрики на присосках из латвийской сети продуктовых, давали в подарок за покупку) Они стали у неё неожиданно популярными - таскала и лепила везде, вот я и решила, что Mini squigz ей тоже понравится, они похожи по размеру и свойствам, только можно не просто прилеплять их куда-то, а создавать разные конструкции, от простых до объёмных.

 Но у дочки этот конструктор, к моему разочарованию, интереса не вызвал, от слова "совсем". Точнее, она называет его макаронами и иногда "варит" эти "макароны" в игрушечной кастрюле.

 Её игровую кухню я убрала до поры до времени на передержку, да и вообще, у нас две разноцветных пластмассовых кухни (подаренных), но я до сих пор мечтаю о икеевской деревянной и всё больше вижу у неё плюсов.
 Как-то намекала мужу, что у нас есть место на кухне, мы заделали одну дверь, образовалась пустая стена, там как раз в уголок можно было бы поставить кухню, где Марья могла бы сама готовить, резать, наливать, смешивать свои "каши" (это была её любимая игра на протяжении нескольких месяцев - развести какую-нибудь муку водой, добавить крупы, гороха.. всё, что мама на данный момент позволит)). Но папа ответил категорическим отказом. Он любит голые стены и как можно больше пустого пространства...

 А с конструктором из присосок я сама много раз пыталась поиграться, были идеи по постройке, но Марья не дала, даже вырывала из рук..😯


13. Балансборд, тоже долго смотрела, и цена "кусалась", но так привлекали качества: развитие вестибулярного аппарата, любимое детское развлечение в виде качелей и горки, и просто возможность использовать его в разных сюжетных и сюжетно-ролевых играх.

На фото Марья в Петербурге. Балансборд, как и большинство остальных игрушек, я заказывала в российских интернет-магазинах, потому что а) дешевле б) в Финляндии таких нет в продаже (понятное дело, что американские игрушки можно заказать из Америки, но тогда стоимость будет выше за счёт доставки; а в России я заказываю в основном в одном проверенном магазине). А конструктор, с которым она здесь играет, мы не стали брать с собой, у нас вообще много чисто питерских игрушек. Иногда я спрашиваю у Марьи, хочет ли она что-нибудь с собой взять, и обычно она отвечает: "Нет", даже если там играет во что-то с удовольствием.
 Балансборд сначала её не заинтересовал. Но на следующий день в гости пришла моя крестница, младше Марьи на 1,4 года (2 года с небольшим против трёх с половиной). Сначала мы их покачали на качелях, потом перевернули доску, превратив её в горку. И что тут началось! Почти драка за эту горку)) В итоге донесли, что кататься нужно по очереди, маленьким не мешать и так далее. Какое-то время катались спокойно, но всё равно временами происходило столкновение интересов. Потом кататься стали игрушки..
 Дома балансбордом много не пользовались, но Марья сильно веселилась на нём с папой, аж палец умудрились прищемить. На мой взгляд, удобнее и безопаснее с ним играть на коврике, но они именно на скользком полу делают какие-то выкрутасы.


14. Геоборд (ещё его называют математическим планшетом):



 Разрекламированная штука, которая должна быть полезной: при насаживании резинок на палочки тренируется мелкая моторика, воображение, ведь можно составлять геометрические фигуры (и учить их, кто ещё не выучил), просто разные фигурки (инструкция прилагается), цифры, буквы и всё, что угодно. Составлять абстрактные повторяющиеся узоры - это вообще из области математики (я тут тоже много читала на эту тему и была удивлена тем, что математика - это не только счёт, сложение и тп; самая простая математика для самых маленьких - как раз составление повторяющихся узоров, объяснение понятия симметрии и тд).

 В реальности же, Марью геоборд занял на день или два, с тех пор пользуется так же редким успехом, точнее, изредка она сама про него вспоминает и просит достать. Почему-то игра с ним у нас обычно заканчивается спором и плачем (например, она хочет натянуть резинку по периметру сразу на все палочки, или ещё что-то не получается, а она человек очень упрямый - если сказала, что надо ТАК, то сделать иначе не даст, в итоге у неё у самой не получается то, что она задумала, и дело заканчивается плохо).


15. Трафареты для подготовки руки к письму:


 Тоже страшно полезная, как везде пишут, штука. Долго я на них смотрела, долго хотела, выяснила, что в три года уже не рано, а в самый раз, и купила. Интерес был и проявляется периодически, но далеко не каждый день и даже не каждую неделю. Рисовать чем-то и на чём-то кроме манки дочь почему-то отказывается. Но получившиеся узоры на манке неизменно вызывают у неё умилительный восторг) Буду тоже предлагать ещё, в разных вариантах.


16. Летом в отпуске папа купил сундучок с красивыми камешками. Сказал, что если Марья не будет с ними играть, то он сам будет)))


 Собственно, примерно так и есть, Марья с этими сокровищами особо не играет. Перебирает, конечно иногда, складывает куда-нибудь.. Они приятные для глаза и на ощупь.


 Вообще, я читала в одной книге, что у каждого ребёнка в определённом возрасте настаёт интерес к собиранию своей коробочки сокровищ, но важны именно те предметы, которые ребёнок нашёл сам, тогда у них как бы есть своя история. Навязать ребёнку ценность какого-то предмета невозможно, она возникает сама у него в голове. При этом в глазах взрослого это сокровище может быть просто мусором. Так что лучше просто дать ребёнку коробочку или шкатулку, в которую он будет собирать предметы, представляющие для него личную ценность.


17. Многоразовые наклейки:


 Были у нас уже давно, это даже не наклейки, а картинки, напечатанные на какой-то плёночке, которая легко пристаёт к листу с интерьером кухни или детской площадкой, например (бывают и другие варианты). Вернее, поначалу они крепились хорошо, а теперь вот уже перестали. Ну, не вечными же им быть :) Так что выбросила, хотя в этот последний раз Марья с ними провозилась, наверное, полчаса, как и раньше, только в этот раз они уже не работали, и она сама согласилась их выбросить. А была вообще хорошая штука, занимала ребёнка надолго.


18. Обычные наклейки мы любим тоже давно, но раньше я просто давала доче лепить их на бумагу, с некоторыми наклейками приходилось помогать, в зависимости от качества самих наклеек.


 Теперь же до меня дошло, что можно не просто наклеивать картинки на бумагу, но делать это в процессе игры, выполнять какие-то задания или хотя бы, как здесь, наклеивая, обсуждать, какие у смайликов эмоции, Марья даже стала придумывать, "кого он испугался", "почему он злой" и тд.

Вот ещё откопала городок с улицами и просто дорогу, которые я рисовала Марье, наверное, год или полтора назад специально для того, чтобы наклеить туда наклейки в виде транспорта.

  В посте про поделки покажу ещё идеи с наклейками, которые мы воплотили.


  Плавно переходим к простым, бюджетным и вовсе бесплатным играм)


19. Достала свой забытый бисер. Творчество с ним ещё покажу позже, а первое, что Марья сделала, - это спросила, можно ли его куда-нибудь насыпать. И начались бесконечные пересыпания (с просыпаниями на пол; после первого такого просыпания у неё была почти истерика - такая драгоценность просыпалась! Я с ней ползала по всему полу, собирая каждую бисеринку.. Второй раз плакала уже меньше, потом и вовсе стала спокойно реагировать: "Ой, упало.")


 Потом в дело пошли другие мелкие предметы, началось смешивание с ними, потом - смешивание с клеем.. в общем, бисера стало заметно меньше)) Когда интерес иссяк, убрала бисер. Но эти игры с пересыпанием, действительно, увлекают малышей.



20. Мемори:


 Сейчас каких только мемори не выпускают, есть и деревянные, и пластмассовые, очень красивые, в разных стилях, на разные темы.. У нас же мемори, вырезанные собственноручно ребёнком из какой-то упаковки (наверное, хлопьев или каши, это я предусмотрительно  сохранила часть упаковки ещё то ли во время беременности, то ли когда Марьюшка была совсем маленькой).
 Ещё когда в мемори не собирались играть, однажды Марья нашла этот прямоугольник с животными, назвала всех, я предложила вырезать. Сама порезала на полоски, она продолжила резать перпендикулярно, по линиям.
 Сначала искали пары.
 Теперь пришло время играть в мемори. Доче понравилось.


21. Игры с водой вне ванной комнаты:


 Все дети, наверное, любят играть с водой) У Марьи игра-фаворит на протяжении уже нескольких месяцев, смешать воду с мукой, крупой и всем, что и в каком количестве мама позволит пустить на "кашу". Пластмассовые миски лежат близко к уровню пола, она сама их достаёт и наливает воду, лишь контейнеры для бакалеи умею открывать только я (здесь должен быть злорадный смайлик)).
 Иногда мы играем с ракушками, вот как-то и в воду их опустили, а я предложила присоединить к ним фигурки в виде морских жителей. Марье понравилось выносить вердикт каждому зверю: живёт он в воде или нет. Тех, кто живёт в воде, пустили в миску к ракушкам, остальных оставили жить на берегу.


22. Ещё воду мы пробовали замораживать:


 Сначала, конечно, я заморозила доче просто воду. Мы посмотрели, от чего она может таять: погрели кубики льда на вилке над свечкой, опускали в горячую воду, приносили домой снежки и оставляли в тазу таять самостоятельно.. Недавно прочитала идею, что можно ещё феном греть)
 Потом настала очередь замораживать и спасать разных зверей.

Смотрели на свет и всячески изучали льдинки.

23. К теме игр с водой должна рассказать про одно волшебное место)) Это сауна.)

 Лет, наверное, с двух, когда дома Марья ещё не особо играла сама, именно в сауне у нас была свобода, для нас это был еженедельный час спокойствия, а у дочки - время, наполненное различной деятельностью.

 Обычно мы берём Марье в сауну её ванночку и иногда - резиновые игрушки, но самые частые предметы, с которыми она играет в сауне, - это папины мочалка, помазок и баночка от мыла для бритья, пустая бутылка из-под шампуня, наши "подпопники" (такие многоразовые подкладки под попу для сауны, сделаны из какого-то синтетического материала), мыло, а также общественная кадка и поварёшка, которыми поддают жару в сауне.

 Всё это время в сауне Марьюшка воодушевлённо изобретала себе различные занятия:

- купала резиновые игрушки
- переливала воду разными подручными приспособлениями
- мыла прозрачную стеклянную дверь, ведущую непосредственно в сауну из душевой
- мыла пол 🙈 папиной мочалкой, в общественной сауне 🙈
- "стирала бельё" - обычно подпопники, но могла взять и папину мочалку, и какие-нибудь носки или полотенца
- ещё на "подпопниках" она рисовала мылом
- поливала из душа всё вокруг
- "варила кашу/суп" из воды и мыла в кадке, Марья эту кадку называет кастрюлей, в течение нескольких месяцев она каждый раз начинала орать, когда папа забирал кадку с поварёшкой в сауну)) Хорошо, папа в сауне слишком долго не сидит, минут через 10-15 отдавал ребёнку этот набор для варки, стирки и прочих радостей) Сейчас уже спокойно реагирует.
- ловила "рыбу", то есть мыло, поварёшкой из ванночки
- всячески играла с куском строительной губки: набирала и выжимала воду (это показала я, остальное она придумывала сама), переносила в губке воду из ванночки (мы берём в сауну Марьину ванночку) в кадку
- однажды, года в три, папа показал Марье, как оставлять следы мокрыми ножками на сухих деревянных скамейках, с тех пор были перепробованы следы ручками, ножками, попой 🙈
- папа же, по-моему, показал, как пускать кораблики из той же долгоиграющей баночки из-под мыла для бритья
- после трёх лет начали использовать пену для ванны, её Марьюшка тоже, конечно, использует для игр


24. Ещё мы сажали растения:

 Изначально я просто вспомнила про семена и решила их посадить, чтобы добавлять зелень в пищу. Потом подумала, почему бы не подключить к этому ребёнка (я теперь вообще всё, что мне неохота делать и можно делегировать Марье или просто сделать вместе, стараюсь не делать без неё 😆).
 Марьюшка идею восприняла на "ура" - ещё бы, повозиться в земле ложкой, да ещё и воду лить, и дырочки делать, и семена сыпать)) Потом давала ей каждый день поливать, но со временем взяла эту обязанность на себя, а то рассада всё время была залита. Восторг вызвали и маленькие проклюнувшиеся росточки.
 Потом мы "соревновались": в одном горшке росло, а в другом - нет (каждый сажал свой горшок). В итоге начало расти в обоих горшках, но в одном так и погибло, а потом мы уехали в Петербург, и погибло уже в обоих горшках. После приезда я купила ещё земли, и сейчас у нас подрастает новая рассада)


 Как я ни старалась, писала-переписывала этот пост, он всё равно получился длинным. Разбила условно на пункты - может, и вам по ним будет легче комментировать.

  Отдельно напишу про одну популярную и многофункциональную вещь (пособие, игрушку), в основном для детей от двух до трёх лет, потому что о ней слишком много информации получилось.

4 comments:

  1. Вау))), тематические картинки на кубиках по сказками сама бы сейчас с удовольствием пособирала. Как я понимаю Марьюшке некогда скучать, и правильно в игре ребенок учится, я бы и в сауне с ней следы пооставляла, вы большие молодцы!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Хадижа, спасибо большое))) И нам с ней тоже некогда скучать))

      Delete
  2. Игры в сауне понравились)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Тетяна, нам они тоже очень нравятся))

      Delete