Pages

20.10.18

Продолжение истории с русскими народными костюмами

Простите за надпись, просто очень уж дороги мне эти фото

18.10.18

Наши игры 3,5-4 года (часть 2). Мусорные игры.

 Целая подборка собралась, так что быть этому посту.

Сюжетно-ролевая игра на улице, где вместо игрушек - природные материалы.

15.10.18

Наши игры с 3,5 до 4 лет

 За эти полгода многое поменялось, так что напишу по горячим следам (хотя.. хорошо, что вообще записывала по ходу, а то уже начинаю забывать).


Вся правда о моей старшей дочери (часть 3)

Я не собиралась больше об этом писать, но меня прорвало на ещё один пост))) Пусть будет под тем же названием..

Есть ли какой-то результат? Мне необходимо подытожить для самой себя, что я вижу после всего этого.

Поскольку я не спец, мне трудно сказать, результат- не результат, я просто скажу, что на сегодняшний день у нас есть.

Ане исполнилось полгода, а соответственно, и Марьиному стрессу, связанному с этим, грубо говоря, столько же.

- туалетные дела пришли в норму довольно скоро после рождения Ани
- ногти грызёт до сих пор; одно время перестала, во всяком случае, мне так казалось, теперь я уже где-то месяц их не подстригала, потому что они всё время обгрызены
- со страшилищем, которое живёт в часах, проводили арт-терапию ( ещё немного боялась складок на шторах, с ними тоже провели); о результатах сказать затрудняюсь, потому что Марья сама стала говорить, что больше не боится, но в ситуациях, когда я укладываю её спать, просыпается Аня и я вынуждена уходить в другую комнату, у Марьи уже как будто машинальная реакция: под одеяло с головой и плач (вопль)
- одевается и ест когда сама, а когда хочет помощи.. разбираемся по ситуации, проявляем гибкость и мягкую настойчивость, иронию и смекалку.


Что нового появилось

Сначала я не стала писать о том, что хотела много над чем поработать, но вместо этого пришлось разбираться с поведенческими проблемами. Но заметила и тут прогресс. Не знаю, может, пришёл возраст или произошёл какой-то толчок, но когда она вернулась в сад, я заметила некоторые вещи:

- я долго билась над тем, чтобы научить Марью самой раскачиваться на качелях, а тут вдруг она резко научилась, причём даже в начале её не нужно раскачивать, и забирается на качели тоже сама
- у неё вообще была проблема куда-либо забираться на детской площадке, а теперь научилась залезать на лестницы и вообще, мне кажется, стала половче
- начала спускаться по лестнице, переступая поочерёдно обеими ногами, тогда как раньше ступала только одной ногой
- в садике её хвалят за то, как она чётко пинает мяч ногой и бросает руками
- ещё раз предложили ей беговел, села, проехала немного. Хотя бы немного, раньше вообще отказывалась.
- примерно перед рождением Ани Марья перестала говорить в садике и вообще по-фински и даже песенок на финском, по-моему, не пела. Сентябрь тоже молчала. А в октябре, наконец, начала понемногу говорить!
- вдруг начала есть еду, которую раньше не хотела пробовать!

Хочу ещё пояснить, чему я тут радуюсь. Я давно замечала кое-какие вещи, например, Марья намного менее ловкая, чем многие дети на площадке. Не умеет и отказывается кататься на велосипеде и беговеле. Летом я хотела научить её прыгать через скакалку, но она сказала, что это слишком сложно и у неё не получится.
В Финляндии принято, что перед ежегодным медосмотром садик пишет бумагу о ребёнке, а детская консультация в ответ пишет бумагу для садика.
Когда я прочитала бумагу от садика, у меня ком встал в горле: трудности с физическими упражнениями и, в частности, с бегом, часто ходит на цыпочках, трудности в общении с детьми, очень неуверена в себе и тд. Когда дают задание, она часто не участвует и занимается вообще чем-то своим (муж уверен, что это из-за финского). Единственное, по-моему, что похвалили, - это мелкую моторику. Ещё сказали, что она очень пристальная и порой просто наблюдает за другими детьми, находясь в стороне.

Конечно, можно было списать на то, что бумагу пришлось писать, когда Марья отходила в садик всего два или три дня после целого лета, проведённого дома. Но всё равно очень неприятно.
Хотя интересно, что там было отмечено, что Марья отлично что-либо может, когда хочет!

На цыпочках Марья дома не ходит. У моего папы в гостях ходила, он тоже обратил внимание. Видимо, она это делает в каких-то стрессовых ситуациях, что ли? 
Медсестра в детской консультации провела свои тесты наедине с Марьей, потом мне всё подробно рассказала и объяснила. Очень хвалила Марью! Успокоила меня, сказала, что всё в порядке!
За страшилищем в часах решили понаблюдать до зимы. 
Насчёт физики сказала, что это тоже норма: у многих детей одни сферы развиты сильнее, чем другие. У Марьи не очень с крупной моторикой (например, может бежать и на ровном месте упасть), зато отличная мелкая моторика, ей нравится рисовать, мастерить.
 Сказала, что моей вины тут абсолютно никакой нет (так как я паниковала, что это я недоглядела, недоразвила).
 Я стала думать, что Марья, видимо, сама по себе несколько неуклюжая, от природы. С самого её рождения я получала от неё множество толчков, пинков, тычков, удары локтями, удары головой, наступание ногами, тычки пальцами в разные части лица.... я всё ждала, когда это пройдёт, но оно, знаете ли, не проходит до сих пор. Но самое главное, Аня за свои полгода меня не особо тыкала, пинала и толкала. Может, я что-то неправильно помню? 
Как бы то ни было, эту её черту я решила принять. Не всем же быть балеринами.

Ещё медсестра сказала мне очень любопытную вещь - в возрасте четырёх лет вследствие развития психики абсолютно нормальными и типичными являются следующие явления:

- богатое воображение
- путаница правды и выдумки
- рассказывание небылиц
- бравада
- страхи
- ночные кошмары
- ролевые игры и игры с использованием воображения ( если я правильно перевела)
- легко портится настроение
- трудно проигрывать
- сильный интерес/восторг, проявляемый к взрослому другого пола

Та-дам! Практически всё, что мы сейчас имеем))) 
Тут я успокоилась. Но всё равно на всякий случай выбила кое-какую проверку, направление отправили, правда, там очередь, и когда позовут - неизвестно.. но главное, что дело двинулось! Лучше перебдеть, чем недобдеть, я считаю.

14.10.18

Ватрушка с маком и лаймом

 Вспомнила свою старую любовь - ватрушку с маком и лаймом. Рецепт уже не помню откуда скопирован несколько лет назад. Я для себя поняла, что не люблю творожное тесто, но люблю творожную начинку. А мой муж любит выпечку с маком. Здесь мне ещё нравится, что пирог влажный, сочный, и с цитрусовой ноткой.

 
Рецепт

Тесто: 

- 2 яйца
- 1 стакан сметаны
- 0,5 ч. л. лимонной кислоты
- 1 ст. л. сахара
- 1/4 ч. л. соли
- 50 г сливочного масла
- 1 стакан муки
- 0,5 ч. л. соды

Всё смешать. Тесто получается, как густая сметана.

Начинка: 

- 500 г сухого творога
- 0,5 стакана сахара
- 1 ст. л. манной крупы
- 3 яйца
- 3-4 ст. л. мака
- 1 пакетик ванильного сахара
- цедра 1 лайма
- 2-3 ч. л. сока

 Смешать сметану с лимонной кислотой. Муку смешать с содой. Растопить масло. Смешать все ингредиенты для теста.
 Вылить тесто в форму, в середину осторожно вылить начинку. Выпекать 10 минут при 200°C и 15 минут при 180°C. Резать ватрушку уже остывшей, т. к. начинка очень нежная и в горячем виде развалится.

11.10.18

Вся правда о моей старшей дочери (часть 2)

 Однажды муж прислал мне подборку хороших книг по детской психологии с описанием каждой книги. Я сразу "ткнула пальцем" в название книги Мэри Шиди Курчинка "Ребёнок с характером. Как его любить, воспитывать и не сойти с ума" и пошутила, что это книга про Марью.

 Муж не шутил. Вскоре я увидела в нашей электронной книге несколько книг из этой подборки. Я долго прокрастинировала, даже перечитала "Тайную опору" Петрановской второй раз (эта книга достойна отдельной похвалы!), но потом, когда все мои книги закончились, я нехотя взялась за эту.

 И что вы думаете? С первых страниц я поняла, что эта книга действительно про мою дочь!


1.10.18

Вся правда о моей старшей дочери (часть 1)

 Не знаю, за что откуда нам эта девочка-ураган :)

 Ещё во время беременности она пару раз хорошенько меня пихнула за моё желание потискать выставленную ножку, а ближе к концу срока вкручивала голову в шейку матки, вернее, не знаю, что она там могла делать, но было так больно, что приходилось останавливаться и замирать, подчиняясь инстинкту самосохранения.

 После рождения на свет она продолжила заявлять о себе очень громко. Еженощно тишину разрезал такой вопль, что я боялась, что её слышно в другом подъезде. Правда, спросила у соседки с другого этажа и стояка, она меня успокоила, сказав, что лично она ничего не слышит, а кто слышит и кому не нравится - пусть валят в топку, это же ребёнок! (Соседка оказалась медсестрой родильного отделения ☺️).
  Лет до трёх Марья кричала так громко, что у нас закладывало уши. А когда это происходило во время разговора с бабушкой по скайпу, отключался микрофон. Мой муж называл этот крик ультразвуком.

  С самого начала воспитание Марьюшки давалось мне с трудом. Я много чего передумала за это время, вплоть до того, что я плохая мать (как это водится, наверное, в таких случаях). Я постоянно недоумевала, почему я не справляюсь, где сделала ошибки. Иногда ошибки находились, но потом возникали всё новые проблемы. Я перечитала кучу книг по детской психологии, и "наших", и зарубежных авторов, некоторые - по два раза.

 Помню, во мне сидела такая мысль: "интересно, когда настанет время, чтобы она за весь день ни разу не поплакала по какому-нибудь поводу? КОГДА это случится?"
 Когда в итоге случилось, не помню (может, к году?), просто однажды я поняла, что такие дни начали быть, ура!

 Всё вроде бы шло на лад. Закончились бессонные ночи, в нашей жизни появлялись прикорм, горшок, садик, самостоятельность... Марья всегда хотела (и даже требовала) общения, совместного времяпровождения, игр. Кто-то (и я раньше, в том числе) на этом месте начинает думать "сами избаловали, чё".  (об том будет во второй части)

 Марья подросла, начала говорить, мне с ней стало интереснее. Мы увлеклись развивашками, много времени проводили вместе, и я уже чаще знала, что с ней вообще делать.


 Потом появилась Аня.


 Марья была рада сестрёнке. Ждала её появления. Когда мы приехали в родильное отделение, меня осмотрели и через несколько минут я, переминаясь с ноги на ногу, спешно сообщала им с папой о том, что уже, оказывается, полное раскрытие и мне прям щас нужно в родзал, всех люблю, пока-пока, и это единственные пара минут, когда я видела сильное волнение на её лице.

 Пока я была в родильном отделении, муж написал, что Марья не находит себе места. В тот же вечер они пришли познакомиться с Аней. Марья увидела её воочию, понюхала, поцеловала. Пока она бежала ко мне и до момента, как увидела Аню, волнение ещё оставалось, потом она уже выглядела спокойной и обычной. Мы старались уделять старшей дочке как можно больше внимания и делать всё, что советуют делать до и после рождения младшего ребёнка, чтобы старший смог сохранять душевное равновесие.

 Дома Марья казалась спокойной, точнее, вела себя, как обычно. Проявляла к сестрёнке нежность и заботу, очень рвалась помогать, хоть в чём-нибудь.

 Однако, внутри у неё.. я даже не представляю, что происходило у неё внутри, но "вылезало" это в разных видах: обнаружился страх темноты, одиночества, обгрызенные ногти, игнорирование туалета, настойчивые просьбы одеть и покормить её с ложки..
 Моей первой реакцией во многих случаях, к сожалению, было приказать, пригрозить, наругать, запугать. Теоретически, я знаю, что это далеко не всегда работает, а если работает, то не воспитывает и не учит. Но мне не хватало терпения, знаний, опыта..

 Проблемы нарастали, как клубок, ведь детей теперь двое, у каждого свои потребности, а для меня это не просто ново: я у своих родителей была одна, и каждый из них у своих родителей тоже был единственным ребёнком, поэтому я вообще понятия не имела, какие здесь тонкости, да и вообще, каково это - воспитывать больше, чем одного ребёнка. Конечно, много читала и на эту тему, а что ещё оставалось делать..

 Когда я тонула в клубке этих проблем, в моей жизни появился психолог.

 Однажды я написала несколько комментариев под каким-то постом у Нади в надежде, что кто-нибудь вдруг объяснит мне некоторые ситуации, возникающие с Марьей. Видимо, так отправился "запрос во Вселенную", и она не замедлила с ответом.

 Приглашение пришло буквально на электронную почту. Вот так чудесно иногда происходит)

 Я вовсю занималась сном Ани, в том числе, была подписана на рассылку новых статей от врача-сомнолога Ольги Александровой. А она не только врач, но ещё всё время повышает свою квалификацию и изучает смежные области. На тот момент она писала дипломную работу по специальности семейная психология и приглашала на курс по работе над привязанностью с ребёнком.

 Я прошла сначала бесплатный вебинар, где она объяснила, что именно не так с привязанностью у многих наших соотечественников, кто и как её поломал, почему многие советы, как вести себя с ребёнком, не работают и не будут работать, если у нас нет надёжной привязанности.

 Потом я уговорила мужа купить курс. Это не индивидуальная, а групповая (но конфиденциальная) работа через интернет: психолог объясняет теорию и даёт упражнения, которые мы тут же выполняем. Если смотреть в прямом эфире, то можно задавать в чат вопросы. Но можно смотреть и в записи. Потом даются домашние задания на неделю.

 Я нашла и проработала свои обиды на важных мне людей, разобралась со своими внутренними ребёнком, родителем и взрослым. Создала внутри себя принимающего родителя, надёжную опору своим детям. Научилась общаться в конфликтных ситуациях. Стала ко многому относиться спокойнее. Начала доверять дочерей мужу и даже бабушке. Научилась восстанавливать свой ресурс (чтобы просто были силы на что-то). И ещё много чего прокачала.

 По-моему, это помогло. Причём, что-то начало меняться уже после первого занятия. Некоторые вещи неизменно вызывают у меня непередаваемое ощущение: "О чудо, это работает!!"))
 На этих занятиях реально можно решить конфликт не только со своим ребёнком, но и с мужем и со своими и его родителями! Это в первую очередь. Во вторую очередь - вообще с любым человеком. Либо отделаться от любого человека, если по-другому решить не получается. Поэтому у кого есть такие проблемы, могу дать ссылку, если нужно, анонимно..

 Но это ещё не конец истории, а только один из шажков, приблизивших меня к моей дочери.
 Психолог не только с нами поработала, но и дала инструменты, которыми можно и нужно пользоваться дальше.


  В подписке по сну я нашла серию статей про темперамент, и по описанию определила, что у меня ребёнок чувствительного типа. Это уже дало мне некоторый толчок к понимаю и осмыслению многих действий и реакций Марьи. Например, я узнала, что дети с чувствительным темпераментом (кстати, одним из самых "сложных" для родителей) всё чувствуют сильнее: например, если у обычного ребёнка обида - это просто обида, то у чувствительного ребёнка обида - это практически горе вселенского масштаба, и выражается оно соответствующе - слёзы в три ручья и тд) Ещё эти дети труднее засыпают, к ним нужен намного более продуманный подход и слаженный режим дня и тд.

 Сначала напишу ещё об одном открытии, а во второй части вернусь к темпераменту, уже в другом ключе.


 Дальше мне, снова на почту, пришло приглашение на бесплатный вебинар Ксении Несютиной, на тему прогулок. Сразу скажу, доступ был временный, и не знаю, есть ли где-то эти видео сейчас, но на них она доступно объяснила, в том числе, как решить поведенческие проблемы, связанные с прогулками. У нас было так (всегда, кстати), что Марью очень трудно заставить одеваться, трудно уговорить выйти куда-либо из дома, так же трудно уговорить пойти домой; на улице у неё "ножки устали, возьмите меня на ручки", а ещё в то время постоянно было "скучно". Это то, что навскидку вспомнилось. Так вот, оказывается, есть способы эти проблемы устранить, и Ксения их рассказала.
 Правда, я успела применить всё это недолго, потом началась жара и мы, наверное, целый месяц вообще не гуляли. Папа с Марьей куда-то ездил иногда, я изредка по утрам выходила с Аней, пока на улице ещё было терпимо.
 Так что с этими инструментами ещё будем работать. И с Аней, когда она подрастёт, я теперь знаю, как не повторить этих ошибок.
 Девочки, может, у кого-то такие же проблемы, и вам хочется узнать решение, - для начала просто знайте, что это не у вас "просто такой ребёнок", а проблемы эти вполне решаемые! После осознания проблемы можно приступать к её решению. Потому что это будет уже не проблема, а задача. Погуглите, Ксению Несютину легко найти, в том числе на ютубе, она популярный и толковый педагог, у неё много материалов на разные темы.


 Что же было дальше?
 Дальше мне в руки попала книга, которая перевернула всё моё представление о моём ребёнке. Об этом напишу в следующей части.

 Продолжение следует..

 PS: девчата, кто дочитал, напишите, пожалуйста, в комментариях, легко/удобно ли вам читать в блоге текст без картинок? Если есть проблемы, я, может, каких фотографий накидаю во второй части.