Муж не шутил. Вскоре я увидела в нашей электронной книге несколько книг из этой подборки. Я долго прокрастинировала, даже перечитала "Тайную опору" Петрановской второй раз (эта книга достойна отдельной похвалы!), но потом, когда все мои книги закончились, я нехотя взялась за эту.
И что вы думаете? С первых страниц я поняла, что эта книга действительно про мою дочь!
В очень многих примерах я узнавала её поведение, читала с широко раскрытыми глазами и всё время мысленно кивала - "Да, да, у нас тоже такое было!"
Один из посылов этой книги: вы (родители) не виноваты. Это врождённый тип темперамента, окружение ребёнка может лишь смягчить (или, наоборот, ухудшить) некоторые его проявления. Но покладистым и спокойным "ребёнок с характером" не станет никогда.
Что отличает детей с характером? Это, в общем-то, такие же нормальные дети, но у них всё с приставкой "более": более громкие, более упрямые, более эмоциональные и тд. Где у "нормальных" детей ровно и спокойно, там у ребёнка с характером всё "более".
Есть 9 ключевых характеристик, в книге предлагается шкала с баллами; я не собираюсь переписывать сюда книгу, просто хочу привести наши примеры. А может, найдутся товарищи по "несчастью" 😅
Шучу! На самом деле, из детей "с характером" вырастают удивительные взрослые! Несмотря на то, что родителям с такими детьми приходится нелегко, при условиях принятия, смягчения "острых углов" и направления энергии в нужное русло вырастают действительно любознательные, активные, творческие люди. Во всяком случае, так обещает автор книги. Но после того, как я начала читать, стала на самом деле замечать, что моя девочка
Итак, что типично для ребёнка "с характером"? Буду частично цитировать и приводить наши примеры.
1. Интенсивность реакций.
- Я могу не понять, когда спокойный ребёнок плачет. У Марьиной крёстной младший сын такой: тихонько всхлипывает или вообще только скривится. Что, правда, дети так плачут? Марья же не то что плачет - она вопит и рыдает))
- Все эмоции - фонтаном. Как в книге написано, "то брызжет весельем, то исходит слезами".
- "На всё реагирует глубоко и бурно. Вопит и прыгает от радости". Когда Марья рассказывает нам очередную гениальную идею или какой-нибудь сюжет, она не стоит на месте, она прыгает или бегает по комнате и одновременно рассказывает.
- Быстро разочаровывается и бросает попытки. Мой бич(
Дети с характером всё чувствуют сильнее - и обиду, и гнев, и радость.
2. Настойчивость.
- Когда Марья родилась, и нам перерезали пуповину, Марьюшку положили ко мне на грудь, и она поползла искать титю. Она упорно карабкалась вверх, так что нам (я боялась её сжимать, так что просила помощи у мужа, он был с нами на родах) пришлось её пару раз вернуть вниз, пока она, наконец, не смогла найти, что искала, и получить это.
Я всегда этому удивлялась (ведь ползать ребёнок начинает обычно только к полугоду), но только после рождения Ани поняла, что так ведут себя не все дети. Аня у меня на груди просто лежала и тихонько сползала вниз! Какое там ползти, её, наоборот, приходилось подтягивать выше.
Девчата, а как у вас было с вашими детьми в момент после рождения и попадания на ручки? Ползли куда-то? А то у меня в голове этот факт до сих пор не укладывается))
- Нелегко отказывается от своей идеи или занятия. Помню, когда Марьюшка ещё была младенцем, я везде читала и слышала от окружающих, что в определённых случаях ребёнка нужно просто отвлечь. Фигушки! Сколько я ни пыталась, отвлечь Марью - это практически нереально! Даже если удастся её чем-то отвлечь, в следующую же секунду она вспоминает про свою беду и заводит плач по-новой. На примере Ане и других малышей я потом поняла, что мне не врали и отвлечь ребёнка действительно возможно.. (но не ребёнка "с характером", как теперь стало понятно)
- Может долго плакать, пытаясь добиться своего. Марьино упрямство иногда выводит. Но автор книги рекомендует заменить слово "упрямство" на "настойчивость", и тогда это качество приобретёт положительный смысл.
Я вот ещё помню, когда Марье было полтора года, мы одно время ходили на русскоязычный развивающий кружок. Там на каждом занятии были 5 минут рисования. Так вот, вся группа пять минут порисует, кисти положит, идут водить хоровод или что там ещё. Марью же от красок не оторвать! Хочу - и баста! Это когда по возрасту, казалось бы, ей было "положено" удерживать интерес на одном занятии несколько минут и потом находить новый интерес.
Другой пример: уже в 4 года, поехали в пригород. Марья хотела покормить птичек (там есть одно специальное место), мы хотели погулять. По какой-то причине решили сначала погулять в порту, потом поехать к птичкам. Марья завела истерику ("горе вселенского масштаба"), 100500 раз сказала, что хочет кормить птичек (ей надо здесь и сейчас, а "сначала погуляем по порту, потом поедем кормить птичек" она как будто не понимает), тащила меня за руку, преграждала путь. Я безуспешно пыталась её отвлечь, переключить, в порту было очень красиво, погода чудесная, пляж с мелким песком, детская площадка и даже птички! Которых можно кормить! Не помню, каким чудом я её успокоила, но я тоже человек настойчивый, когда мне нужно, так что через полчаса она гонялась за одиночными чайками, чтобы они поклевали её семечек.
- Никогда не смиряется с ответом "нет". Я думала, это у неё возрастные кризисы один за другим, а в книге написано, что эта вредность просто относится к данному темпераменту.
В книге ещё приведены забавные примеры, очень похожие на наши. Например, когда Марья хочет что-то сделать сама, а это делают за неё, она может разрушить сделанное и сделать то же самое, но самостоятельно.
Маленький пример из вчерашнего: ей нужно было закрыть кран самой (проверяла, как закрыть одним пальцем), я закрыла за неё (так как вода небесплатная), так она снова открыла и закрыла сама.
3. Чувствительность.
Цитата из книги: "для чувствительного ребёнка каждое новое событие или переживание - бомбардировка его органов чувств. Он видит, слышит и ощущает то, что другие, в том числе и его родители, попросту не замечают".
- чувствительность к грубым материалам и швам в одежде. Мне пришлось перешивать Марье рукава на русской рубахе, потому что они ей немного жали (но это была беда вселенского масштаба, как вы понимаете).
Мы очень долго мучились с трусами, я скупила, наверное, все существующие модели, с такой резиночкой, с сякой резиночкой, размером побольше, шортиками-нешортиками.. наконец-то ей угодили трусы фирмы Картерс, даже не знаю, как их описать, в общем, сели идеально, резинка не трёт, плотный приятный хлопок, и расцветки в кои-то веки угодили. Избирательность в одежде ещё та.. Хотя сейчас вроде бы поотпустило..
Ещё пара примеров с одеждой: рукава и штанины длиной 3/4 или 2/3 буквально до недавнего времени не давали ей спокойно жить, всё время старалась натянуть до конца.
Случай, в точности повторяющий пример из книги: однажды Марья обнаружила на носке нитку и вопила, пока я её не обрезала. Я сама - ниточный маньяк, всегда все торчащие нитки уничтожаю, но тут случилась страшная вещь: на носках была вышивка, с изнаночной стороны которой обнаружилась огромная куча торчащих ниток. Марья заставила меня все их обрезать, вопила и отказывалась надевать, если там останется хоть одна ниточка!
- чувствительность к звукам: когда Марья смотрит мультики или что-то слушает, ей нельзя мешать разговорами или шумом стиральной машинки, например, - побежит захлопывать дверь или будет на всех шикать.
- к запахам. Однажды папа купил в машину вонючие резиновые коврики, причём запах не выветривался и не вымывался ни в какую. Месяца три Марья, садясь в машину, высказывалась, как там воняет. Я, тем временем, тоже пилила мужа с этими ковриками, потому что это выпало как раз на мою беременность, и запахи я чувствовала ого-го. Папу всё-таки дожали и коврики он выбросил))
Более неприятный случай: однажды подвозили человека в соседний город и обратно, а от него шёл сильный запах парфюма. Дорогу туда Марьюшка ещё выдержала, а вот весь обратный путь я плясала вокруг неё "танцы с бубнами", чтобы только её не вырвало. Отвлекала, как могла. Приготовила пакетик. Марья каким-то образом смогла дотерпеть до дома, но только машина остановилась, стала рваться скорее наружу; как только я её отстегнула и открыла дверь, Марья выскочила из машины и заблевала весь двор. По этому и другим случаям я давно сделала вывод о том, что моя девочка, при всём при этом, обладает просто удивительной выдержкой. По крайней мере, в отдельных ситуациях. Тот же пример, когда в Германии она отказывалась ходить в туалет где бы то ни было, кроме гостиницы. Ходила в туалет утром, весь день терпела и бежала в туалет сразу, как мы входили в номер.
- разборчива в еде. О, да. Эту тему даже затрагивать не хочется))) Она может понюхать что-то, что, по моему мнению, вообще не имеет запаха или почти не имеет (при этом обоняние у меня тоже приличное), а Марья понюхает и сморщится: "Фуууу!!"
- чутко замечает ваше (моё, папино) плохое настроение и "заражается" им. С Марьей нужно говорить только по-доброму! Даже если я прошу её подойти почистить зубы, нужно хотя бы "натянуть" улыбку, иначе пиши пропало 😅
Ещё пара примеров чувствительности: лет до 3,5 Марья быстро "сдувалась" в детских парках развлечений, мы каждый раз уводили её с истерикой. При этом ещё и уходить не хочет, но и не в состоянии больше ничего делать. Один раз папа решил повести её на 20-минутный 4D-мультфильм. Минут через 5 вывел её с истерикой. Хорошо, к нам подлетели менеджеры и компенсировали стоимость фильма бесплатным катанием на карусельке.
На самом деле, мне всегда казалось, что все эти детские парки чересчур яркие и перенапрягающие психику. Хотя я не видела, чтобы другие дети впадали в истерику, но списывала это на то, что другие мамы умеют увести ребёнка вовремя. Но Марью же ещё и так просто не уведёшь..... хотя, может, это не оправдание, не знаю..
4. Восприимчивость
- замечает вещи, которых не видят другие люди. Откусывая каждый новый кусочек сыра или хлеба, Марья будет рассказывать, какая у неё теперь получилась фигура.
Замечает определённые деревья, столб, птичку, радугу, облачко, похожее на собаку, и непременно хочет, чтобы мы тоже заметили. А это, как я узнала, типичная черта экстравертов - острая нужда в обратной связи:
- мам, смотри, зелёная скамейка!
- ага
- мааам, ну смотри! - зелёная скамейка!
- ну да, я вижу, скамейка
- ну посмотри! что ты не смотришь? она зелёная!
- я вижу, доченька, зелёная скамейка!
- :)
Как Марья идёт по дороге: идёт-идёт, подпрыгнет, ещё два шага, сорвёт на ходу листик, ещё шаг, заметит лежащую на дороге шишку, ещё пара шажков - побежит. Крутит головой влево-вправо-вверх, показывает, что она там видит и тд. Ходячий сгусток энергии!
Из книги: "острая наблюдательность непростых детей дополняется их богатым воображением. Они замечают королевскую корону, нарисованную на ковре щёткой от пылесоса, и букву "В", спрятанную в завитках соуса на своей тарелке. Они разыгрывают целые истории и придумывают сумасшедшие костюмы" Вот это прям очень точное описание!
- легко забывает даже одно поручение. Ещё один бич. Я по десять раз отправляю её надеть штаны/футболку/трусы (сказать "иди оденься" - это просто нереально, Марья, по-моему, вообще не понимает этой фразы, поэтому я стала направлять её поэтапно: "Найди трусики. Надень. Теперь выбери себе кофту. и тд). Пока она идёт до своей комнаты, по дороге найдёт что-нибудь интересное, начнёт играть, потом забывает, куда вообще шла.
Ксения Несютина, которую я уже упоминала в предыдущем посте, тоже часто пишет про таких детей, что нужно работать над их организационным интеллектом. К этому я тоже ещё планирую вернуться.
5. Адаптивность
- плачет или волнуется, когда нужно переключиться с одного вида деятельности на другой
- медленно засыпает и просыпается. Года полтора я собирала Марью в сад таким образом: пока она спит, я её одеваю и чищу ей зубы (со временем она научилась в полусне приподнимать попку, когда я надеваю ей трусы и штаны, и открывать рот, когда чищу зубы). Затем я брала её на ручки, по обстоятельствам садилась с ней в коридоре или клала её на пол (вернее, сажала или ставила её на пол, а она сама укладывалась), натягивала ей комбинезон, ботинки и шапку, на ручках несла вниз до машины, по дороге в сад она тоже спала, потом так же на ручках до прихожей сада, где ей уже приходилось просыпаться. Кому рассказываю - все удивляются.
- закатывает скандал, когда нужно уйти из парка, из гостей или с праздника. Воооот, писала выше об этом!
Не знаю, к какому пункту отнести, вот пример из книги: "ваш медленно адаптирующийся ребёнок не может смириться с тем, что вы порезали его тост на треугольные кусочки, когда он ожидал увидеть квадратные..." ага, огурцы только колечками, яблоки - на 4 части, ложку выбирает сама по обстоятельствам, если сейчас она хочет деревянную, не стоит предлагать ей серебряную, и мисочка сейчас ей нужна голубая с котиком, а завтра - белая с полосками. Непременно!
Если в группе с утра замена воспитательницы, может поджидать истерика.
"Необходимость прерывать игру, чтобы пообедать, может восприниматься как катастрофа" - в яблочко!
"И даже неожиданная попытка другого ребёнка присоединиться к игре вашего чада с его друзьями может привести к слезам и скандалу" - да, определённо.
6. Постоянство
- никогда не засыпает и не просыпается в одно и то же время
- голодна в разное время дня, иногда "забывает" поесть
Так же "забывает" сходить в туалет.
- с трудом приспосабливается к чёткому распорядку дня - вот насчёт этого пункта я не уверена, потому что сама не особо режимный человек (хотя всё детство меня держали на режиме). Может, поэтому все мои попытки создания режима терпят крах)
"Дети с непростым характером непостоянны по своей природе.." Марья, точно, очень непостоянна. Вот прям иногда вводит в ступор. Несколько месяцев она любит какой-то продукт, а с сегодняшнего дня, бац, она его не ест ни под каким "соусом". Смотрим один и тот же мультик ежедневно, и вдруг, раз, "Неееет, только не этот мультик". Правда, тут у меня ещё мысль зачастую проскакивает, что она, как и я - сканер. Зациклится на одной теме, затрёт её "до дыр", а когда выжмет из неё всё для себя привлекательное, - интерес отрубает, как топором. Я тоже так, например, могу крутить одну-единственную песню на реплее еженощно, пока меня не начнёт от неё тошнить.
7. Уровень активности
- всегда находится в движении, даже когда сидит на месте, ёрзает и вертится.
Уже писала, что, когда Марья что-то рассказывает, она либо прыгает, либо быстро и немного вприпрыжку расхаживаешь взад-вперёд.
Ездили недавно к бабушке (моей маме), навестили там старых друзей и знакомых, Марья в последний момент захотела остаться с бабушкой. Когда вечером я вошла в дом, ко мне навстречу выбежала Марья, полная энергии, и начала что-то рассказывать. Я вошла с ней в комнату и обнаружила там мою маму, лежащую на диване с видом выжатого лимона. Единственный вопрос, который она мне задала, звучал примерно так: "Марья вообще может просто посидеть, тихонько поиграть? Хотя бы иногда?.."
Мой дедушка тоже, когда мы впервые приехали к ним вместе с Марьей, сказал, что никогда в жизни не видел настолько активного ребёнка.
Разные отклонения тоже постоянно упоминаются в книге и приводятся понятные примеры, как отличить норму от ненормы. Например:
"Если шестилетний ребёнок прыгает и ёрзает на стуле, выполняя задание, - это нормальный ребёнок с активным темпераментом. Но если он прыгает по комнате и не может выполнить задание, возможно, причина в синдроме дефицита внимания..." Дальше немаловажная приписка: "Если вы беспокоитесь, что сын или дочь может страдать этим расстройством, не пытайтесь делать выводы самостоятельно - в данном случае требуется полное физическое и психологическое обследование". То есть диагнозов тут никто заочно не ставит, только даются направления, в какую сторону смотреть.
8. Первая реакция (на предложение попробовать новое блюдо, с кем-то познакомиться или пойти в новое место)
- стоит в стороне и наблюдает прежде, чем принять участие
- предпочитает учиться путём наблюдения, а не на практике
- ко всему новому относится с опаской
- на любую новую просьбу реагирует категорическим "нет"
9. Настроение
В этом последнем пункте я затрудняюсь ответить, в каком настроении Марья находится чаще. Летом оно у неё менялось в секунду. Сейчас, в принципе, тоже может смениться резко, но, кажется, стало больше хорошего, чем плохого.
Муж тоже после этого лета заметил положительную динамику. Уж не знаю, что именно помогло, но я постоянно нахожусь в процессе работы, улучшения, получения новых знаний в этом вопросе.
Книгу я ещё не дочитала. Запоем прочитала эту часть, где говорится о чертах характера, но на рекомендациях немного застопорилась. Потому что они все подробные, их огромное количество, на разные ситуации. Кое-что применяю, но что-то и забываю. Есть мысль даже начать читать главы с рекомендациями заново и конспектировать, чтобы больше запомнить. В общем, работа продолжается.
Вау, Саша, какая подробная работа. А там в книжке расписан только один темперамент или многие? Я бы тоже почитала. Потому что не скажу что наша Варюша хоть немного похожа на вашу Марьюшу, но тоже тенденция к характеру непростому есть. Муж мне говорит, что я просто не могу найти общий язык. А еще мне кажется, что из-за того, что я столько времени размышляю над Вариным поведением и моей реакцией (по ходу не адекватной) на него, я совершенно забрасываю второго ребенка.
ReplyDeleteЧитала и думала, я бы не смогла тянуть лыбу, сохранять спокойствие и т.д. Я вообще по характеру какая-то мать-военрук,блин.) Ты молодчина.)
Подивил твой рассказ о просыпании в садик, во сне чистить зубки! Вы вдвоем с мужем герои, да еще и путешествуете с детем.))) Хотя с другой стороны, Марья одарена вниманием к деталям, воображением, живым сердцем, это тоже надо ценить.
Очень хорошая книга, которая дает ключ к тому, как недостаток превратить в достоинство.) Главное перестать мыслить в негативном ключе, и держать в голове что что-то не так.
Очень интересно читать такие посты. Я тоже очень много думаю внутри себя про детей, про воспитание, про то что я делаю так или не так. Но собрать и выложить связно в кучу не могу пока что.)
Лиза, там расписано всё, как узнать ребёнка со слодным темпераментом. Отдельно расписаны интроверты и экстраверты, если они при этом "с характером", почему они "взрываются" и как помочь каждому из этих типов.
DeleteЛиз, это кажется)) я так-то тоже военрук)) но поняла, что мои методы не работают и нужно работать над собой. Да и тут, я не железная, иногда нет сил ни на улыбку, ни на разговор. Но я отдаю себе отчёт в том, что если я что-то сделаю, у меня будет шанс избежать катастрофы, если же не сделаю ничего или отругаю/напугаю/пригрожу, то шанса уже не будет.
Поэтому родителям, особенно мамам, очень важно ежедневно пополнять саой ресурс, "подзаряжать батарейку", чтобы оставаться в силах.
Да, я ей порой восторгаюсь!
Я тоже ооочень долго это писала и не решалась опубликовать. Но хотелось рассказать про книгу, вдруг кому-то поможет. Ты молодец, что думаешь, анализируешь, пытаешься понять своих детей. Это ценно. Не бросай на самотёк) Думаю, ответы придут каким-либо образом!
Спасибо, Саша. Такие посты очень ценны. Потому что дают повод подумать о себе, а не начать осуждать и сравнивать, по крайней мере у меня так.) Представляю, как тяжело это давалось в плане написания.)
DeleteНасчет "батарейки" это точно. у меня в последнее время просто нет сил, я прям чувствую с каким трудом я натягиваю спокойное выражение лица. А еще корю себя за то, что вот со взрослыми людьми я держу себя выдержаннее, а со своими детьми даю себе волю и могу наорать, а потом себя корю. Хорошо, хоть я это замечаю...
Лиза, сил тебе! Да, главное, что ты это замечаешь, видишь проблему. Осталось только найти решение..
DeleteХочешь, я дам упражнение с курса?
DeleteСаш, это шок! Обалдеть, вот так взять книгу и прочитать все о своём ребёнке 😳 тоже что ли почитать, Ксюша ангел, но может про интровертов что вычитаю))) у меня уже комплекс по поводу ксюшиной нелюдимости, себя виню во всем🙈
ReplyDeleteВообще такие необычные наблюдения и такое необычное поведение у Марьи в каких-то аспектах, не в плохом смысле, конечно. Чистить зубы во сне, ха! Мы ни разу в жизни не смогли спящую Ксюшу перенести из машины в кроватку))) всегда так интересно читать о детях и сравнивать, мне вот любопытно, многие дети разыгрывают целые представления с игрушками, говоря за них на разные голоса?))
Хочу пожелать терпения тебе, Саш, ты молодец!
Надя, интроверсия и нелюдимость - это разные вещи, оказывается. В книге это хорошо объяснено.
DeleteНеобычное поведение всё-таки 🙈 А для нас всё это как бы привычно.. нам-то особо не с чем сравнивать 😁
Насчёт представлений не знаю, Марья иногда так играет, а я, помню, в детстве вообще играла молча)) всё про себя проговаривала.
Спасибо, Надюша!