1.10.18

Вся правда о моей старшей дочери (часть 1)

 Не знаю, за что откуда нам эта девочка-ураган :)

 Ещё во время беременности она пару раз хорошенько меня пихнула за моё желание потискать выставленную ножку, а ближе к концу срока вкручивала голову в шейку матки, вернее, не знаю, что она там могла делать, но было так больно, что приходилось останавливаться и замирать, подчиняясь инстинкту самосохранения.

 После рождения на свет она продолжила заявлять о себе очень громко. Еженощно тишину разрезал такой вопль, что я боялась, что её слышно в другом подъезде. Правда, спросила у соседки с другого этажа и стояка, она меня успокоила, сказав, что лично она ничего не слышит, а кто слышит и кому не нравится - пусть валят в топку, это же ребёнок! (Соседка оказалась медсестрой родильного отделения ☺️).
  Лет до трёх Марья кричала так громко, что у нас закладывало уши. А когда это происходило во время разговора с бабушкой по скайпу, отключался микрофон. Мой муж называл этот крик ультразвуком.

  С самого начала воспитание Марьюшки давалось мне с трудом. Я много чего передумала за это время, вплоть до того, что я плохая мать (как это водится, наверное, в таких случаях). Я постоянно недоумевала, почему я не справляюсь, где сделала ошибки. Иногда ошибки находились, но потом возникали всё новые проблемы. Я перечитала кучу книг по детской психологии, и "наших", и зарубежных авторов, некоторые - по два раза.

 Помню, во мне сидела такая мысль: "интересно, когда настанет время, чтобы она за весь день ни разу не поплакала по какому-нибудь поводу? КОГДА это случится?"
 Когда в итоге случилось, не помню (может, к году?), просто однажды я поняла, что такие дни начали быть, ура!

 Всё вроде бы шло на лад. Закончились бессонные ночи, в нашей жизни появлялись прикорм, горшок, садик, самостоятельность... Марья всегда хотела (и даже требовала) общения, совместного времяпровождения, игр. Кто-то (и я раньше, в том числе) на этом месте начинает думать "сами избаловали, чё".  (об том будет во второй части)

 Марья подросла, начала говорить, мне с ней стало интереснее. Мы увлеклись развивашками, много времени проводили вместе, и я уже чаще знала, что с ней вообще делать.


 Потом появилась Аня.


 Марья была рада сестрёнке. Ждала её появления. Когда мы приехали в родильное отделение, меня осмотрели и через несколько минут я, переминаясь с ноги на ногу, спешно сообщала им с папой о том, что уже, оказывается, полное раскрытие и мне прям щас нужно в родзал, всех люблю, пока-пока, и это единственные пара минут, когда я видела сильное волнение на её лице.

 Пока я была в родильном отделении, муж написал, что Марья не находит себе места. В тот же вечер они пришли познакомиться с Аней. Марья увидела её воочию, понюхала, поцеловала. Пока она бежала ко мне и до момента, как увидела Аню, волнение ещё оставалось, потом она уже выглядела спокойной и обычной. Мы старались уделять старшей дочке как можно больше внимания и делать всё, что советуют делать до и после рождения младшего ребёнка, чтобы старший смог сохранять душевное равновесие.

 Дома Марья казалась спокойной, точнее, вела себя, как обычно. Проявляла к сестрёнке нежность и заботу, очень рвалась помогать, хоть в чём-нибудь.

 Однако, внутри у неё.. я даже не представляю, что происходило у неё внутри, но "вылезало" это в разных видах: обнаружился страх темноты, одиночества, обгрызенные ногти, игнорирование туалета, настойчивые просьбы одеть и покормить её с ложки..
 Моей первой реакцией во многих случаях, к сожалению, было приказать, пригрозить, наругать, запугать. Теоретически, я знаю, что это далеко не всегда работает, а если работает, то не воспитывает и не учит. Но мне не хватало терпения, знаний, опыта..

 Проблемы нарастали, как клубок, ведь детей теперь двое, у каждого свои потребности, а для меня это не просто ново: я у своих родителей была одна, и каждый из них у своих родителей тоже был единственным ребёнком, поэтому я вообще понятия не имела, какие здесь тонкости, да и вообще, каково это - воспитывать больше, чем одного ребёнка. Конечно, много читала и на эту тему, а что ещё оставалось делать..

 Когда я тонула в клубке этих проблем, в моей жизни появился психолог.

 Однажды я написала несколько комментариев под каким-то постом у Нади в надежде, что кто-нибудь вдруг объяснит мне некоторые ситуации, возникающие с Марьей. Видимо, так отправился "запрос во Вселенную", и она не замедлила с ответом.

 Приглашение пришло буквально на электронную почту. Вот так чудесно иногда происходит)

 Я вовсю занималась сном Ани, в том числе, была подписана на рассылку новых статей от врача-сомнолога Ольги Александровой. А она не только врач, но ещё всё время повышает свою квалификацию и изучает смежные области. На тот момент она писала дипломную работу по специальности семейная психология и приглашала на курс по работе над привязанностью с ребёнком.

 Я прошла сначала бесплатный вебинар, где она объяснила, что именно не так с привязанностью у многих наших соотечественников, кто и как её поломал, почему многие советы, как вести себя с ребёнком, не работают и не будут работать, если у нас нет надёжной привязанности.

 Потом я уговорила мужа купить курс. Это не индивидуальная, а групповая (но конфиденциальная) работа через интернет: психолог объясняет теорию и даёт упражнения, которые мы тут же выполняем. Если смотреть в прямом эфире, то можно задавать в чат вопросы. Но можно смотреть и в записи. Потом даются домашние задания на неделю.

 Я нашла и проработала свои обиды на важных мне людей, разобралась со своими внутренними ребёнком, родителем и взрослым. Создала внутри себя принимающего родителя, надёжную опору своим детям. Научилась общаться в конфликтных ситуациях. Стала ко многому относиться спокойнее. Начала доверять дочерей мужу и даже бабушке. Научилась восстанавливать свой ресурс (чтобы просто были силы на что-то). И ещё много чего прокачала.

 По-моему, это помогло. Причём, что-то начало меняться уже после первого занятия. Некоторые вещи неизменно вызывают у меня непередаваемое ощущение: "О чудо, это работает!!"))
 На этих занятиях реально можно решить конфликт не только со своим ребёнком, но и с мужем и со своими и его родителями! Это в первую очередь. Во вторую очередь - вообще с любым человеком. Либо отделаться от любого человека, если по-другому решить не получается. Поэтому у кого есть такие проблемы, могу дать ссылку, если нужно, анонимно..

 Но это ещё не конец истории, а только один из шажков, приблизивших меня к моей дочери.
 Психолог не только с нами поработала, но и дала инструменты, которыми можно и нужно пользоваться дальше.


  В подписке по сну я нашла серию статей про темперамент, и по описанию определила, что у меня ребёнок чувствительного типа. Это уже дало мне некоторый толчок к понимаю и осмыслению многих действий и реакций Марьи. Например, я узнала, что дети с чувствительным темпераментом (кстати, одним из самых "сложных" для родителей) всё чувствуют сильнее: например, если у обычного ребёнка обида - это просто обида, то у чувствительного ребёнка обида - это практически горе вселенского масштаба, и выражается оно соответствующе - слёзы в три ручья и тд) Ещё эти дети труднее засыпают, к ним нужен намного более продуманный подход и слаженный режим дня и тд.

 Сначала напишу ещё об одном открытии, а во второй части вернусь к темпераменту, уже в другом ключе.


 Дальше мне, снова на почту, пришло приглашение на бесплатный вебинар Ксении Несютиной, на тему прогулок. Сразу скажу, доступ был временный, и не знаю, есть ли где-то эти видео сейчас, но на них она доступно объяснила, в том числе, как решить поведенческие проблемы, связанные с прогулками. У нас было так (всегда, кстати), что Марью очень трудно заставить одеваться, трудно уговорить выйти куда-либо из дома, так же трудно уговорить пойти домой; на улице у неё "ножки устали, возьмите меня на ручки", а ещё в то время постоянно было "скучно". Это то, что навскидку вспомнилось. Так вот, оказывается, есть способы эти проблемы устранить, и Ксения их рассказала.
 Правда, я успела применить всё это недолго, потом началась жара и мы, наверное, целый месяц вообще не гуляли. Папа с Марьей куда-то ездил иногда, я изредка по утрам выходила с Аней, пока на улице ещё было терпимо.
 Так что с этими инструментами ещё будем работать. И с Аней, когда она подрастёт, я теперь знаю, как не повторить этих ошибок.
 Девочки, может, у кого-то такие же проблемы, и вам хочется узнать решение, - для начала просто знайте, что это не у вас "просто такой ребёнок", а проблемы эти вполне решаемые! После осознания проблемы можно приступать к её решению. Потому что это будет уже не проблема, а задача. Погуглите, Ксению Несютину легко найти, в том числе на ютубе, она популярный и толковый педагог, у неё много материалов на разные темы.


 Что же было дальше?
 Дальше мне в руки попала книга, которая перевернула всё моё представление о моём ребёнке. Об этом напишу в следующей части.

 Продолжение следует..

 PS: девчата, кто дочитал, напишите, пожалуйста, в комментариях, легко/удобно ли вам читать в блоге текст без картинок? Если есть проблемы, я, может, каких фотографий накидаю во второй части.

13 comments:

  1. Вполне нормально читается без картинок.)
    Какая интересная тема. У меня порой возникают смутные ощущения, что у нас нет связи с дочкой, какого-то на бессловесном уровне понимания. Правда, и с сыном я это иногда теряю.
    Про запросы во вселенную, я только сегодня шла и размышляла про родовые сценарии, и что может уже следует в них разобраться. Может уже следует, а?) Раз так прямо я получила ответ, может и у меня наладится связь и со своим внутренним ребенком и внутренним родителем и взрослым. Потому что все что выливается на детей моих сейчас, это что-то недополученное в этом же возрасте.
    Очень было бы интересно поразбираться в темпераментах своих детей, и хоть немного их понять. Дочь у меня тоже вроде бы чувствительная, но по ходу уже научилась кое-что прятать в свой панцирь, как бы это потом не аукнулась мне же. Сын пока что продавливает нас всех слезами, нытьем и проеданием плешины.))) Короче говоря, очень полезная статья, спасибо за наводки и за новые мысли.
    Вам желаю успеха в нахождении пути друг к другу.) И ты очень хорошая мать, плохая бы не парилась на эту тему.)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Лиза, да, с родовыми сценариями мы тоже разбирались на курсе. Раз ты про это знаешь, можешь прямо сейчас (ну в смысле в любой момент, когда будет свободное время), составить карту рода, подписать все болезни, отношения, разрывы и тд. Если увидишь связь - это уже большой шаг, останется только придумать себе новый сценарий!

      Спасибо тебе большое! Пусть и у вас всё будет хорошо и придёт взаимопонимание!

      Delete
    2. Кстати, насчёт твоих сына и дочки, Ольга говорила, что чаще первый ребёнок быаает проективным, именно в нём мы видим, проецируем на него своего внутреннего ребёнка. А это неправильно, страдает наш реальный ребёнок и потом мы сами же.
      Я тоже Марью и Аню воспринимала совсем по-разному.

      Delete
    3. Точно, вот прям в десятку. Иногда ловлю себя на мыле что я куда то ребенка кидаю не в ту сторону. А кидаю в угоду своим внутренним потребностям, совершенно точно как моя мама поступала со мной когда то. и я тоже старшая.)

      Delete
  2. Мне тоже легко читается без картинок. Да, про темпераменты мне как раз недавно попадался материал, и я немного поизучала эту тему, но хотелось бы более вдумчиво. Меня сейчас очень напрягает ситуация с Ксюшиной застенчивостью и боязнью чужих детей и людей - безуспешно пытаюсь понять, что здесь от темперамента (и есть ли вообще), а что - от меня. Потому что вижу в ней отражение своих проблем в общении, которые со мной всю жизнь. И вот то ли я проецирую на нее, и ребенок так себе ведет, то ли берет с меня пример - то есть действует по одному известному ей сценарию (как поступает мама).
    Насчет прорабатывания обид, родовых сценариев - у меня такая странная загвоздка: я совершенно не помню своего детства, точнее, вообще, все прошлое - как сквозь пелену, какие-то отдельные моменты в универе, в школе, в детстве... И я не чувствую в себе обид на близких людей, это вскрывается с помощью каких-то методик? Часто читаю в книгах, мол, этот родитель так себе ведет со своим ребенком, потому что его собственный... и т.д. Я совершенно не могу определить, отчего я веду себя так или иначе, я не помню ничего, что меня тяготило бы в отношениях с родителями... Но откуда-то ведь взялись мои проблемы с общением :) Мне кажется, только под гипнозом можно что-то вытащить из моего подсознания.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Надя, думаю, скорее Ксюша подсознательно копирует твоё поведение. У нас, кстати, та же проблема. Причём, Мартя вроде нормально общается со взрослыми, а детей если увидит на площадке, даже не пойдёт туда 🙈 Я вообще социофоб по жизни. Я ещё и интроверт, но можно, оказывается, быть общительным интровертом, а можно - экстравертом-социофобом)) ну и темперамент туда же, на это не влияет.
      Вот это интересно. Возможно, у тебя с оьоими родителями была надёжная привязанность? Кстати, у тебя сестра же старшая? У неё есть/были обиды?
      И ещё, это такая интересная вещь... я на маму (совершенно неожиданно для себя) накатала несколько страниц обид мелким почерком на каждой клеточке. На папу не смогла вспомнить ни одной!! Потом написала обиды на мужа (тоже удивительно много). Психолог сказала, что, возможно, образ отца стльно идеализирован, тем более, если на мужа обид много, и стоит просмотреть его список - возможно, те же претензии на самом деле есть к папе. Я начала вдумчиво читать список обид на мужа и примерять как бы на папу. И тут-то меня прорвало 😳 Ну там больше с мамой совпало, но и с папой тоже энное количество. Я действительно его идеализировала.. и таких инсайтов было много..

      Delete
    2. Саш, ты мне буквально перевернула сознание! Стала думать после твоего ответа и столько открытий совершила) меня видимо смущало слово «обида». Я на родителей на обижаюсь, принимаю их такими какие они есть, но задумавшись, нашла множество, скажем так, «травм» для меня - их ошибок воспитания, их каких-то тараканов, которые повлияли на становление моей личности. Очень много! Старшая сестра как раз проходила как-то тренинги и у неё много именно обид. Саш, спасибо, буду думать дальше и анализировать... вот что дальше с этими выявленными травмами-тараканами делать только)))

      Delete
    3. Надя, вот это да!))
      Для начала, выпиши всё на бумагу! Могут пойти эмоции.. пусть идут. Уединись и пиши всё, что думаешь. Претензии, тараканы, травмы, обидные ситуации до самых маленьких, твои эмоции (тогдашние или теперешние). Выгрузи всё из сознания на бумагу. Это первый шажок, после него должно стать уже лучше!
      Напиши потом, получится ли. А я напишу, что дальше можно сделать.

      Delete
    4. Ох, Саш, я вот все думаю теперь, стоит ли в этом увязать🙈 а ну как разобижусь вдрызг на своих родственников, напридумываю себе🙈😅 попробую, когда душекопательное настроение нагрянет, неохота сейчас хорошее портить))) хотя сама идея-то меня зацепила, но как-то боязно...

      Delete
    5. Ну так ты ж как раз от обид избавишься (!), а не разобидишься)) но внутреннее сопротивление - это тоже нормально. Говорит о том, что есть над чем работать..

      Delete
  3. очень хороший пост, можно без картинок. мне не так важно это. с картинками ярче, без них больше вникаешь в текст.

    очень похоже про вашу старшую на мою среднюю дочку. психология это хорошо, но все таки хороший невролог не помешал бы!!!
    ночные истерики до 3х лет -это уже серьезно! наш невролог и психолог с поликлиники, говорили это норма, бывает пройдет. каждую ночь наша доча просыпалась с истериками на всю 9этажку и час орала, не переставая. успокоить было не реально! она не узнавала, на руки не шла, была агрессивна.
    мы уже так устали, я стала настаивать на тщательную проверку у врачей-хирурга, невролога, окулиста. и еще посетили платного невролога. вот выявились проблемы ВЧД, нарушение сна и другие. пролечили и стал другой ребенок!
    погрызенные ногти-к неврологу!
    но думаю, все вы преодолели, вы большие умнички!
    по остальным пунктам тоже бы хотелось поразмышлять, но будет слишком длинно.

    а как вы восстанавливаете свой ресурс? очень важно и нужно для любой женщины!
    у меня рукоделие, по возможности.
    у меня тоже много обид, надо попробовать понять своего внутреннего ребенка. хотя уже многое начинаешь с возрастом понимать.

    здоровья вам и вашим деткам!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Галина, спасибо! О, ужас.. слава Богу, что пролечили и всё прошло!
      Погрызенные ногти, я думаю, это к психологу, но попробую прднять эту тему на плановом осмотре, в любом случае.
      По ресурсу я составляла целый план, а вот следовать ему часто забываю... обязательно побыть в дУше наедине с собой 10 минут, желательно есть или пить чай либо наедине с собой, либо с мужем, читать очень люблю! Массаж, прошу мужа, наметила себе хотя бы раз в месяц. В моём списке пунктов 20 было, по-моему, надо бы его найти.
      Спасибо вам большое!

      Delete

Тэги, допустимые в комментариях

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...