6.5.16

Кулинарный вояж: Скандинавия (два рыбных блюда, соус, каши, лепёшки, запеканка)

 Да-да, знаю. Греция.. Но скандинавская кухня - готовить-не переготовить! Я и всех желаемых финских блюд не переделала, а вы говорите - Швеция, Норвегия, Дания.. а уж до Греции когда я доберусь?))

http://santal-al.blogspot.fi/2015/12/blog-post.html


 Вот, например, на упаковке с ячневой крупой нашла рецепт каши в духовке. Вы когда-нибудь готовили кашу в духовке? Я - нет! Вернее, теперь-то уже испробовала :)

Выглядит, может, не очень красиво из-за молочной корочки, но вкусная! Впрочем, я сравниваю её с той, что готовлю на воде и молоке (1 часть каши, 2 части воды, 1 часть молока), что некорректно, потому что эта каша готовится полностью на молоке, причём на цельном (не знаю, принципиально ли это, но так указано в рецепте). Из недостатков - готовится долго, не всегда есть время; достоинства - вкусная, и ещё есть корочка на поверхности, которую тоже можно скушать (предполагаю, что не всем понравится, но мне было просто в кайф), и ещё - смешал, поставил и забыл, не нужно ничего перемешивать и стоять над ней. Я бы такую готовила иногда для разнообразия. Можно с другими крупами попробовать, необязательно с ячневой.

Ячневая каша в духовке

На 4-5 порций:
-  1 л цельного молока
- 100 мл воды
- 3/4 чл соли
- 200 мл ячневой крупы

 Смазать форму для духовки. Отмерить в неё крупу и соль, залить молоком. Сполоснуть пакет молока водой и вылить эту воду туда же (в форму). Запекать при 175 градусах на самом нижнем уровне духовки примерно полтора часа. Дать каше настояться под фольгой в течение десяти минут. Подавать с ягодами, ягодным киселём или молоком и кусочком масла.

 Вообще, мы столько ячменя съели за "скандинавский месяц" - и в виде крупы, и в виде муки - сколько обычно не едим, хотя и любим его..


Лосось в духовке под сметанной заливкой по финскому традиционному рецепту.

- 600 г филе лосося

- 150 г крем-фреш (французских сливок, некислой сметаны), жирность не менее 28%

- 1 чл соли (нам показалось многовато, лучше взять чуть меньше)

- 1/4 чл чёрного перца

- 2 ст л лимонного сока

- 3 ст л укропа

 
Включить духовку на 200 градусов. Положить филе в форму для духовки или на противень кожей вниз. Посыпать укропом. Смешать сметану, соль, перец и сок лимона, вылить соус на рыбу. 
Запекать 25 минут.
 Подают такую рыбу традиционно с отварным картофелем и салатом из свежих овощей. У меня со смесью риса с карри и салатом со сметаной.
Оригинальный рецепт на финском языке



 Ещё делала соус из молочной сыворотки. Фото нет) Не знаю почему, но в рецепте написано "Финляндия" (я такого соуса не встречала нигде, но раз так, пусть будет "Финляндия")). Это, собственно, та подлива, которую наверняка многие делают или хотя бы пробовали - на молоке или постный вариант на воде, ну а здесь то же самое с сывороткой. Мне понравилось. Даже не солила и лука не добавляла. Только ячменная мука, сливочное масло и сыворотка. Подавала к драникам.




 По случаю решила повторить салаку. А это уже стокгольмская классика - знаменитый рецепт был придуман в 1800-х годах в ресторане Королевской оперы (Operakällaren).

 Рецепт уже публиковала, но продублирую сюда. Он простой и, мне кажется, всегда выигрышный)

Салака Оперного подвальчика (?)

 На две порции:

- 300 г филе салаки

- 1 желток

- 100 мл сливок (можно заменить сметаной)


Панировка:

- 80 мл ржаной муки

- 1 ч.л.соли

 
Развернуть рыбные филе и положить в смесь желтка и сливок (сметаны) так, чтобы они были равномерно покрыты со всех сторон. Оставить на холоде не менее чем на два часа.
 Слить излишки жидкости, сложить филе снова пополам (в форме рыбок), обкатать каждую в смеси муки и соли. Обжарить до румяной корочки.

Оригинальный рецепт на финском языке

 Я в этот раз замачивала филе на целую ночь. Осталось много сливок от замачивания, я их сохранила (филе выловила и положила в сито для стекания над миской с остатками заливки). Сливки смешала с оставшейся же ржаной мукой, добавила ещё каких-то остатков сыворотки, зелень, ещё 1 яйцо и напекла из всего этого блинов. Ну, не пропадать же добру) Получились вполне приличные блины, только солёные и с рыбным привкусом :)) А вообще, лучше просто брать поменьше сливок и муки, тут указано количество с хорошим запасом..
 



 Не смогла пройти мимо Наташиных норвежских картофельных лепёшек. По вкусу они похожи на финские, я бы даже сказала, принципиальной разницы во вкусе я не заметила, несмотря на приправы.

Продублирую рецепт:


Норвежские картофельные лепёшки

- 6 картофелин с размером с куриное яйцо
- 90 г муки
- 3 ст. л. густых сливок (не использовала)
- щепотка белого перца
- щепотка черного перца
- 1 ч. л. сухого укропа
- морская соль
- 1 яйцо
  Картофель очистить, нарезать и отварить в подсоленной воде до готовности. Хорошо размять толкушкой, добавить сливки, яйцо и специи. Хорошо перемешать и в несколько заходов ввести муку. 
  Вымесить слегка липнувшее к рукам тесто, переложить его на припыленную мукой рабочую поверхность, разделить на 4 части и из каждой руками сформировать небольшие лепешки. На каждой лепешке сделать проколы вилкой, переложить их на бумагу для выпечки и выпекать в течении 15-18 минут в разогретой до 200 градусов духовке. 
  Подавать лепешки с малосольным лососем, свежем укропом и и любым соусом по вкусу.  Я подавала так:




 
 Попробовала два новых для меня вида ржаной каши - из муки. Рецепт нашла на упаковке муки же. Мне показалось, обе каши - на любителя; но я как раз люблю всё ржаное. Солода в них не догадалась добавить!)) А рецепты могут пригодится, например, в пост. Если без молока, конечно. Ну или так иногда, для разнообразия.


Ржаная каша 

На 4 порции:
- 1 л воды
- 3/4 ч.л. соли
- 300 мл ржаной муки

 Вмешать венчиком муку в кипящую подсоленную воду (*мне вот кажется это ошибкой, потому что у меня каша закомковалась; думаю, её лучше, как манную, - вмешивать в холодную воду). Томить кашу, периодически помешивая, 45-60 минут. Подавать с молоком или кусочком масла ("глазком масла", как говорят финны).

 Вообще, я не понимаю этого их "подавать кашу с молоком". Что это значит - налить в готовую кашу молока или подать молоко отдельно в стакане (запивать)? Скорее, первое (я это поняла, когда попробовала со второй кашей). В общем, в эту кашу положила себе кусочек масла и сварила отдельно цикория на молоке.



Ржаная каша с брусникой

На 4 порции:
- 1 л воды
- 3/4 дл сахара (я не добавляла)
- 1/4 ч.л. соли
- 3-4 дл брусники
- 3 дл ржаной муки

 Всё то же самое, как с ржаной кашей выше, только добавить бруснику либо в начале (целую), либо в конце приготовления (размолотую в пюре). Подавать охлаждённой ("прохладной или холодной") с молоком.

 На фото она без молока, потом просто налила сверху. Мне понравилось.



Финская традиционная морковная запеканка

- 150 мл круглого риса
- 300 мл воды
- 700 мл молока
- 1 кг моркови
- 2 яйца
- 50 мл патоки
- 2 чл соли
- щепотка белого перца

На поверхность:
- панировочные сухари (я использовала ячменную муку)
- немного сливочного масла

 Вскипятить воду и добавить рис (я всегда предварительно замачиваю всю крупу минимум на ночь). Перемешать и варить до впитывания всей воды. Добавить молоко и томить на медленном огне до готовности. Остудить кашу и добавить в неё отваренную пюрированную морковь и другие ингредиенты. Вылить смесь в смазанную маслом форму, присыпать панировочными сухарями (или мукой), добавить несколько лепестков сливочного масла (разбросать по поверхности). Готовить в духовке при 200 градусах примерно час.
Оригинальный рецепт на финском языке

 Вообще, это рождественское блюдо. Может, поэтому оно у меня сейчас не очень пошло. Больше хочется свежей моркови.  Да и это любимое финнами подслащивание всего подряд..)) Если буду ещё готовить, то не стану подслащивать. Использовала мёд вместо патоки, пару ложек положила, и всё же показалось, что это как-то неуместно, учитывая, что морковка сладкая. Они так же и картофельную запеканку подслащивают патокой, и брюквенную, и фрукты в каждом втором салате..

 Ну вот, вроде бы (пока?) всё. :)

10 comments:

  1. А я при фразе "подавать с молоком" вижу кружку молока рядом с тарелкой каши. Хоть и странно это кажется, мне кашу не хочется запивать в принципе)))
    На салаку твою давно запала. Где мне взять столько свежей салаки? Так и просится душа к тебе на ужин)))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Юля.. может, вы и правда к нам когда-нибудь приедете? я не шучу!)
      У нас салака - одна из доступных рыб. Наряду с лососем, хотя россиянам это сложно представить, наверное. Всякие селёдки куда дороже стоят..
      А насчёт каши, я как раз распробовала заливать молоком)) Помнишь мямми? С ним тоже так делают. Видимо, финнам привычен такой способ подачи.

      Delete
    2. Саша, все может быть, жизнь в последнее время напреподносила всяких неожиданностей - поэтому даже не буду пытаться отрицать вероятность моего ужина в Финляндии))) Кто знает?!

      Delete
    3. В общем, если надумаете, мы вас ждём в гости))

      Delete
  2. Саша, полтора часа в духовке впечатляет, пробовала добавлять ржаную и гречневую муку на завтрак в кашу, она взялась тоже комочками, поэтому только в выпечку. Вкусно.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Хадижа, ну да, меня тоже впечатлило) Но однажды случилось, что встала рано и поняла, что успею))
      Я сегодня варила кашу из ячневой муки, добавляла в холодную сыворотку, почти без комочков получилось!

      Delete
  3. Саша,как много всего вкусного!Каша в духовку,корочка мне напомнила глубокое детство у бабушки в деревне,,,из русской печи доставали кашу с такой же корочкой....Картофельные лепешки с икрой ,,,очень аппетитно.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Надежа, о, русская печь..я о таком могу только мечтать..

      Delete
  4. Все рецепты добавила в отчет. Ничего себе изобилие рецептов!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Алёна, спасибо! Да, что-то меня понесло..))

      Delete

Тэги, допустимые в комментариях

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...