Смотрю, среди финнов это популярная тема, прилавки расписаны на много дней вперёд, а к концу рабочего дня так и снуют люди с полными телегами товара в кирппис и обратно))
Для начала вернёмся ещё раз к тому, что такое кирппутори, или кирппис, (дословно - "блошиный рынок") - это магазин, в котором продаются старые вещи.
Они бывают двух типов:
1) собственно кирпписы, в которых принимают бесплатно подержанные (и новые тоже) вещи, сортируют их, вывешивают/выкладывают по категориям. Такой кирппис выглядит примерно как обычный магазин (только видно, что товар в основном не новый). Как правило, кирппутори такого типа принадлежат либо Красному Кресту, либо Армии Спасении, либо каким-то церковным приходам.
Кирппутори Красного Креста - Kontti, г. Лахти |
Launeen suurkirppis, в одном здании с Kontti, на втором этаже |
Я не знаю, как вообще в Европе, поэтому буду говорить только про финские блошиные рынки (кто не понял, кирппутори - это финское название) на примере популярного в г. Лахти кирпписа Lanttila.
Как правило, прилавок арендуется на неделю или на несколько недель. Стоимость аренды в разных кирпписах разная, не нужно соблазняться на слишком дешёвую аренду, лучше посмотреть, какая у кирпписа посещаемость, почитать отзывы в интернете.. Например, у нас неделя аренды стоила 40€ (для сравнения, в ярмарочные дни на городской площади можно принести свой стол, расставить товары и самому стоять продавать, заплатив за это от 9 до 12€ за один день) (это я всё про наш город говорю, в других городах стоимость и условия могут быть другими!). Причём в Lanttila есть прилавки на 2€ дешевле, но они менее просторные, для того, чтобы посмотреть товары на нижних полках, нужно наклоняться и тд. Кстати, да, обратите внимание на то, какие прилавки в вашем кирпписе, с учётом того, какой у вас товар, будет ли покупателям удобно его смотреть и тд.
Бывают также большие прилавки (соответственно, за более высокую цену) - это если у вас много вещей.
Любой прилавок можно снять на двоих. Не знаю, как в других кирппутори, но в Lanttila, например, если двое клиентов снимают один прилавок, то каждому даётся номер клиента, и все его вещи будут промаркированы этим номером, соответственно, при расчёте вам не нужно будет высчитывать, как делить деньги, а вы просто сразу каждый получите свою сумму.
Итак, что продавать?
Продать, как известно, можно всё, что угодно)) Есть, конечно, некоторые запреты (в соответствии с законом Финляндии), см. следующий пункт. А так продают даже старое нижнее бельё)
На мой взгляд, лучше, если на прилавке не слишком много вещей (я, например, вряд ли стала бы копаться в куче, которой конца и края не видно). Слишком мало вещей - хорошо тем, что всё сразу видно и больше шансов, что вещь заметит тот, кто подобное как раз ищет; но плохо тем, что нужный покупатель за неделю может не прийти, и тогда ваши затраты не окупятся.
У нас было порядка 150 единиц товара, от мелкого (набор швейных игл) до крупного (напольный вентилятор).
Что часто смотрят финны (по моим наблюдениям) - одежду взрослую и детскую, вообще детские вещи, товары для дома.
Можно продавать новые вещи ручной работы, но в таком случае нужно сильно снижать цену, потому что в кирппутори вряд ли кто-то купит что-то дорогое или по магазинной цене.. а ещё и украсть могут))
Какие есть условия и ограничения?
В Lanttila есть условие, что товар не должен стоять на полу, но практически у каждого второго на полу всё равно что-то стоит. У нас, например, был вентилятор и доска для пресса, их при всём желании кроме пола некуда было "воткнуть".
Разумеется, нельзя продавать алкоголь, табачные изделия (я видела, что продаются курительные трубки), порнографию, еду, скопированные видео, стальное оружие, горючие жидкости и вредные вещества.
Кстати, еда в кирпписах зачастую всё же продаётся, но на отдельном прилавке, которым владеет сам кирппис. Также в очень многих кирпписах есть кафе, где можно дёшево перекусить кофе или чаем с различной выпечкой. А ещё в некоторых кирпписах (обычно первого типа, если посмотреть в моё описание) иногда стоит корзина с едой (допустим, хлебом или овощами) и надписью ILMAISEKSI или ILMAISIA - это значит, что всё, что там лежит, можно взять бесплатно. Естественно, свежие хорошие продукты никто бесплатно отдавать не будет) Но кому-то в каких-то жизненных ситуациях могут пригодиться и просроченные.. Также корзины с такой надписью бывают наполнены ветхой одеждой, посудой или какими-то другими вещами (например, я однажды прихватила так икеевское зеркало в широкой раме, любимое всеми хендмейкерами мира, почистила - абсолютно приличное). Стоят они обычно на выходе или возле кассы.
Как, собственно, арендовать прилавок?
В зависимости от кирпписа это можно сделать по интернету, по телефону, а также - в самом кирпписе (например, в Lanttila для всего с этим связанного есть отдельная касса)
То есть вы просто сообщаете, что хотите арендовать место, вас спрашивают, когда, предлагают разные даты. На мой взгляд, удобнее, когда ты стоишь перед кассиром (помимо того, что я ненавижу выяснять что-либо по телефону)), она кладёт перед тобой календарь, кладёт карту кирпписа и спрашивает, подходит ли мне то и это (ниже напишу ещё один плюс личного прихода). Либо, если есть возможность забронировать место на сайте, то там то же самое - перед тобой карта и календарь со свободными днями.
Когда оплачивать аренду?
Либо тогда, когда приносишь товар, либо тогда, когда уносишь его остатки. Заранее ничего оплачивать не нужно, однако, если вы уже забронировали прилавок, то передумать уже нельзя. При этом записывают ваши данные,
В каких-то кирпписах вам могут предложить карту постоянного клиента - на мой взгляд, она актуальна тогда, когда вы хотя бы периодически что-то продаёте, для одного раза, конечно, не имеет смысла её приобретать.
Когда приносить товар?
Обычно это делается в назначенный день за час до закрытия кирпписа. Для разгрузки и погрузки могут быть специальные парковочные места возле входа.
Поскольку у вас на раскладывание товара будет всего час (поверьте, не ЦЕЛЫЙ час, а ВСЕГО час), то нужно учесть:
- во-первых, от уходящих требуют почистить после себя место (откуда, кроме обычной пыли, берётся грязь, я напишу ниже), но это условие не всегда соблюдается. Например, когда мы пришли на своё место с товаром, там было ОЧЕНЬ грязно. У нас были с собой тряпки, которые муж намочил в туалете, протёрли ими прилавок. А вообще, на кассе можно попросить метлу или пылесос и какие-то ещё принадлежности для уборки.
- во-вторых, даже если вы дома всё почистили, протёрли от пыли и тд, то во время погрузки-разгрузки товар удивительным образом пылится, пачкается, мнётся и всё, что угодно)) Будьте готовы к тому, что, возможно, некоторые вещи придётся заново приводить в порядок.
- в-третьих, самое главное.. ценники должны быть уже заранее написаны и наклеены - не потому что кто-то так требует, а потому, что иначе вы не успеете, даже если у вас подготовлен отдельный список с продуманными ценами, сделать это быстро будет трудно - это я говорю из своего опыта.
Про ценники.
Вот почему удобнее бронировать во время личного прихода - вы сразу получаете наклейки для ценников. То есть, система может быть разной, но про Ланттилу скажу, что у них разрешаются только ценники, напечатанные у них. Это защита от мошенников - чтобы никто не оторвал вашу бумажку и не повесил новую с более низкой ценой, мол, так изначально и было. На ценнике стоит название кирпписа, ваш личный номер, номер вашего места, а также - если попросите возможность слежения - то там ещё будет стоять индивидуальный номер товара, по которому вы впоследствии сможете отследить, что именно было продано.
В некоторых кирпписах другая система: кассир собирает все ценники с проданных товаров в корзину, а при расчёте просто выдаёт вам все ценники с вашим номером. Тоже удобная система, однако это будет трудно, если в кирпписе 300 мест и большая проходимость, к тому же, при такой системе отследить, что у вас купили, а что ушло в неизвестном направлении, вы сможете только дома, после разгребания этой кучи.
Ценники стоят не дорого. Опять же, на примере Lanttila - 50 центов за лист А4 (33 наклейки), плюс 2 листа вам выдают сразу бесплатно.
Цены никто не запрещает ставить любые, какие вам угодно, однако рекомендуется подходить к этому реалистично - застиранную дырявую кофту за 30€ никто не купит, будь это даже Шанель или Бёрберри) С другой стороны, конечно, не нужно забывать, что ещё хочется окупить стоимость аренды..
Название товара лучше указывать достаточно точно (например, бежевая кофта размера S) - во избежание переклеивания ценников с одного товара на другой.
Если товар с браком, обязательно укажите это на ценнике.
Подготовка.
Итак, лучше всего дома обдумать и написать цены. Можно составить список всех товаров с номерами, а в некоторых кирпписах есть услуга он-лайн отслеживания продаж (причём даже в реальном времени), нужно просто зарегистрироваться на сайте данного кирппутори под своим номером клиента, который вам выдали (или, если вы делали всё он-лайн, то номер у вас сразу будет при регистрации), и потом входить под своим номером и отслеживать свои продажи.
Как я уже выше написала, вещи нужно заранее привести в порядок - не каждый захочет даже взять в руки пыльную или грязную вещь. Одежда должна быть постирана, желательно не мятая. В общем, придать всему товарный вид.
Безопасность
Если у вас есть особо ценные вещи, на них можно повесить "звенелки" (которые сигнализируют на выходе, если их пытаются унести без оплаты). Их можно приобрести на кассе (в Lanttila, к примеру, есть два типа - наклейки и такие, которые протыкают вещи, и снять можно только специальным магнитом; "звенелки" первого типа стоят 20 центов, второго - 30)
Для мелких вещей можно недорого арендовать место в стеклянной витрине.
Также существую небольшие корзинки на кассе, которые можно арендовать и складывать туда диски (тогда на вашем прилавке будет только коробочка с обложкой), пульты от техники, мышки от компьютера, разбивать пары обуви, серёг и тд. Только не забывайте писать какую-то бумажку о том, что "то и то спрашивать на кассе".
Где брать вешалки-плечики?
Из дома брать не нужно, они либо будут уже висеть на вашем месте, либо лежать в специальных коробках - например, в концах тортовых рядов или где-то в углах зала.
Что делать в то время, пока ваши вещи будут находиться в кирпписе?
Рекомендуется (и я лично поддерживаю) каждый день или хотя бы пару раз за неделю прийти проведать, как там ваш прилавок.
Во-первых, все люди разные.. Кто-то может взять вещь, ходить с ней, ходить, и в итоге не купить. Особенно это касается одежды, которую уносят в примерочную, решают, что она не подходит, и бросают где попало. Таким образом, я за неделю раз пять (или даже больше) находила на своём прилавке чужие вещи. Точно так же и ваши вещи могут оказаться на чужом прилавке. В некоторых кирпписах стоят специальные ящики в концах зала, куда можно складывать вещи в случае, если вы их взяли, но решили не покупать. Тогда работники, наверное, разносят вещи по местам (а может, сами арендаторы это делают). Из этого следует, что перед тем, как в последний день уносить остатки своего товара, рекомендуется проверить чужие прилавки на предмет того, чтобы на них не было ваших вещей. Также проверить специальные корзины и ящики, если таковые имеются (например, ящики, куда складывают вещи без ценников - бывает, они отрываются и теряются)
Во-вторых, на прилавке нужно всё время наводить порядок. По опыту - я каждый раз оставляла всё аккуратно расставленным, а приходя снова, видела всё те же наваленные кучи. Один раз у меня пролили жидкость для мыльных пузырей (мне пришлось протирать не только прилавок, но и некоторые товары на нём), один раз рассыпали камешки из бисерного дерева.. так что такие вещи лучше либо заранее заклеить, либо как-то по-другому обезопасить от порчи.
Посреди аренды нельзя уносить ничего из своих вещей во избежание недопонимания со стороны персонала (чтобы не получилось так, что вас приняли за вора).
Если, допустим, у вас идут последние дни аренды и вы видите, что что-то не продаётся, или просто хотите понизить цену на какие-то товары, то нужно либо наклеить новый ценник, либо исправить цену на старом специальным маркером, который берёте на кассе (потому что исправить обычной ручкой каждый
Когда забирать вещи из кирпписа?
Поскольку в назначенный день за час до закрытия на ваш прилавок может прийти уже новый арендатор, то к этому времени свои товары нужно оттуда забрать. Рассчитайте, сколько вам на это потребуется времени (меньше, чем на расстановку вещей в начале, но не забудьте пройти по всем местам, где, кроме вашего прилавка, могут находиться ваши вещи).
Когда забираете товар, проверьте также, чтобы не забрать чего чужого, что может по ошибке оказаться на вашем столе.
Если вы просрочите забор вещей со своего места, то взимается плата за каждый день плюс плата за уборку с вашего прилавка. А если не забираете вещи в течение недели, то их могут выбросить.
Если у вас что-то исчезло в неизвестном направлении, то кирппис за это ответственности не несёт.
Как получить расчёт?
Просто подходите к кассе и говорите, что хотите расчёт. Вам выдадут деньги и список проданных товаров, где будет отмечен номер товара, стоимость, дата и время продажи.
Напоследок.
Ещё раз подчеркну, что я приводила в пример тот кирппутори, в котором я сама арендовала прилавок; в других кирпписах условия могут отличаться. Узнавайте заранее, читайте договор и тд. Я написала в основном то, к чему стоит быть готовым, и что развеяло бы неясность того, что это вообще такое и "с чем это едят".
Если у вас есть какие-то вопросы или дополнения, пишите в комментариях!
No comments:
Post a Comment